Научное направление доцента Беребина

Архивная страница Вы просматриваете архивную страницу сайта ЮУрГУ. Информация на этой странице может быть устаревшей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Исследование феномена нарушений психической адаптации личности является ведущим направлением деятельности кафедры клинической психологии ЮУрГУ. Проблема психической адаптации личности в норме и ее нарушения является центральной проблемой современной клинической психологии, нашедшей, в частности, свое отражение в положениях Государственного образовательного стандарта подготовки по специальности «Клиническая психологии».

Научный интерес заведующего кафедрой М.А. Беребина к этой проблеме сложился из его опыта работы в системе практического здравоохранения и образования, сотрудничества с лабораторией клинической психологии Ленинградского Психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, ведущего учреждения Министерства здравоохранения страны в области медицинской психологии. С 1980-х гг. руководитель этой лаборатории д.м.н., профессор Л.И. Вассерман оказал огромное влияние на формирование М.А. Беребина как специалиста в области медицинской психологии и научного работника. Именно ленинградская психологическая школа Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева и ее развитие в трудах их учеников лежит в основе научного потенциала всех направлений развития клинической психологии на Южном Урале.

Прикладным отражением такого опыта и сотрудничества явилось создание в 1991 году по инициативе М.А. Беребина первого в Челябинской области учреждения в области медицинской психологии – Центра медико-психологической помощи работникам образования Главного управления образования администрации Челябинской области. Опыт сотрудничества этого Центра и Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ЧИПКРО) позволил разработать и реализовать уникальную модель системы медико-психологической и психотерапевтической помощи педагогам общеобразовательных школ. Научно-педагогические аспекты такой системы медико-психологической помощи нашли отражение в деятельности М.А. Беребина в области валеологии, психодиагностики, аттестации педагогического персонала, осуществлявшейся в 1991 – 1998 гг. в сотрудничестве с ЧИПКРО. С 1994 г. сформировалось его сотрудничество с кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральского института усовершенствования врачей (ныне – Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования). Итогом этого этапа работы явилась защита в 1996 г. в Психоневрологическом институте им. Бехтерева кандидатской диссертации «Факторы риска нарушений психической адаптации педагогов массовых школ» (специальность 19.00.04 «Медицинская психология»).

Новое развитие научная деятельность М.А. Беребина получила после приглашения его Н.А. Батуриным на факультет психологии Южно-Уральского государственного университета в 1998 г. С этого фактически началась работа по подготовке клинических (медицинских) психологов на Южном Урале, приведшая к открытию в 2001 г. первой в регионе кафедры клинической психологии.

Сегодня на кафедре работают опытные специалисты в области здравоохранения и медицинской психологии, а также выпускники кафедры – представители первых поколений челябинской школы клинической (медицинской) психологии.

Научные интересы М.А. Беребина к проблеме нарушений психической адаптации личности проявились изучением клиники расстройств адаптации у представителей профессиональных групп с напряженной и экстремальной деятельностью – участников региональных вооруженных конфликтов, сотрудников правоохранительных органов, пожарных, педагогов общеобразовательной и высшей школы. Кроме того, при его научном руководстве проводились исследования о нарушениях психической адаптации у кардиохирургических больных с протезированными сердечными клапанами (к.пс.н., доцент кафедра Л.А. Ермакова), при астенических пограничных расстройствах (аспирант И.А. Скоробогатова), у беременных женщин с различными вариантами протекания беременности (соискатель М.А. Нечаева).

Отдельным направлением работы кафедры является многомерное изучение феномена адаптации личности к болезни, проявляющегося различными психосоматическими явлениями (формирование внутренней картины болезни, отношения к болезни, интериоризация телесного опыта болеющего человека и др.). Под руководством доцента кафедры канд.мед.наук Штраховой А.В. выполняется большой комплекс исследований на стыке интегративной медицины и классической психосоматики, психологии телесности, психосемантики. Эти работы с интересом встречены практическими врачами – психотерапевтами и интернистами.

Начинают развиваться исследования в области детской клинической психологии: оценка клинико-психологического статуса детей с различными формами эпилепсии (совместно д.м.н., зав.каф.детской и подростковой психиатрии УГМАДО Е.В. Малининой, совмещающей должность профессора кафедры клинической психологии ЮУрГУ). Разрабатываются междисциплинарные подходы в исследовании синдрома гиперактивности с нарушением внимания у детей младшего возраста (аспирант Е.С. Правило). В детской нейропсихологии формируется направление, связанное с использованием качественных и психометрических методов исследования нарушений высших психических функций у детей дошкольного возраста (преподаватель А.В. Астаева).

Проводятся научные исследования в области клинической (медицинской) психодиагностики, оформившиеся в отдельное ее направление – применение методов экспертной оценки и методов многомерной математической обработки ее результатов для создания новых психодиагностических методик. Разрабатываются теоретические обоснования предлагаемой системы количественного преобразования качественных данных нестандартизованных экспериментально-психологических исследований в пато- и нейропсихологии в целях получения психометрически обоснованных психологических показателей клинического статуса при различных нарушениях психического и психосоматического здоровья. Оформилось отдельное направление, связанное разработкой нейросетевых, табличных, экспертных и математических моделей различных вариантов нарушений психической адаптации, отраженное в совместных публикациях с Е.А. Черданцевой, С.В. Пашковым, А.В. Щеголеватым. Разрабатываются принципы создания баз знаний электрофизиологических исследований головного мозга (аспирант В.М. Метлин)

Под руководством М.А. Беребина в 2004 г. сотрудниками кафедры защищены 2 кандидатские диссертации – Л.А. Ермаковой по теме «Динамика познавательных процессов и эмоционально-личностных характеристик у больных с приобретенными ревматическими пороками сердца» и Л.Г. Матвеевой по теме «Становление профессиональной идентичности клинических психологов». Представлена к защите в Санкт-Петербургский университет выполненная под руководством М.А. Беребина диссертация ст. преподавателя кафедры А.Ю. Рязановой по теме «Дифференциальная психодиагностика основных вариантов органического расстройства личности при военно-врачебной экспертизе подростков». Подготовлена к защите диссертация соискателя М.А. Нечаевой по теме «Отношение к беременности у женщин с различными вариантами репродуктивного статуса». Дальнейшее развитие исследований в области нарушений психической адаптации получает в исследованиях сотрудников кафедры Т.А. Брябриной («Особенности внутренней картины болезни при соматоформных расстройствах у лиц молодого возраста») и И.М. Трофимовой («Нозологическая специфичность и особенности вторичных изменений личности при хронических соматических заболеваниях»), выполняемых под руководством к.м.н., доцента А.В. Штраховой.

Грантовая активность М.А. Беребина проявлялась в выполнении работ по гранту Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ): «Раннее выявление склонности к наркотизации и психологическая иммунизация выявленных групп риска», 2002 – 2004 гг. Проводились исследования по заданию Министерства образования РФ на проведение научных исследований по темам «Исследование психологических механизмов психической дезадаптации личности» (2003 – 2005 гг.) и «Теоретические основы выявления и квалификации факторов риска и состояний профессиогенного психоэмоционального перенапряжения у лиц, занятых интенсивной интеллектуальной деятельностью (на модели преподавателей Вузов)» – 2006 – 2008 гг.

Всего опубликовано более 80 научных, учебно-методических и клинико-организационных работ, из них 20 – в центральной печати и рецензируемых изданиях.

М.А. Беребин имеет определенный уровень признания среди научно-педагогической и профессиональной общественности. Член Российского психологического общества. Заместитель председателя Уральского Регионального бюро Совета по психологии УМО по университетскому образованию. Входит в состав редакционной коллегии включенного в список ВАК ведущего отраслевого журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии», является членом Центрального совета Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (одной из ведущих профессиональных ассоциаций специалистов в области психотерапии и клинической психологии). С 2004 г. работает главным внештатным специалистом по медицинской психологии и психотерапии Министерства здравоохранения Челябинской области. Более 10 лет успешно работает в системе последипломного повышения квалификации врачей по вопросам медицинской психологии.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.