Наука

Научные трудыОсновные научные направления, развиваемые на кафедре:

  • Диагностика автомобилей;
  • Динамика и оптимальный синтез машин и рабочих процессов, закономерности трения, износа и смазки в машинах;
  • Подшипники скольжения;
  • Вибродиагностика.

Научно-исследовательские работы:

  • Разработка методов и средств диагностирования автомобилей, стендов и устройств для инструментального контроля технического состояния автомобилей.
  • Разработка и внедрение устройств для испытаний и обкатки автотракторных двигателей.
  • Совершенствование технологии регенерации отработавших смазочных масел и разработка регенерационных установок.
  • Комплексные исследования по созданию системы контроля качества работающего моторного масла для оценки его ресурса и диагностики двигателей и разработке экспресс-методов определения основных параметров масла.
  • Математические модели и программные средства для решения задач смазки опор скольжения поршневых и роторных машин.
  • Нелинейная динамика роторов на опорах с промежуточными элементами (подшипники турбокомпрессоров).
  • Методы решения нелинейных задач теории смазки основных трибосопряжений жидкостного трения двигателей внутреннего сгорания.

Росту авторитета кафедры, повышению квалификации ее преподавателей и качества профессиональной подготовки выпускников способствует  большая научная работа, проводимая на кафедре по двум большим направлениям.

I.Работа по созданию и совершенствованию оборудования для диагностирования автомобилей.

На кафедре разработана компьютерная диагностическая линия, технический уровень которой не уступает мировым образцам. На основе разработанной преподавателями кафедры конструкторско- технической документации на заводах Челябинска освоено производство новых видов диагностического оборудования: люфт-детекторов и площадок увода. Параллельно с прикладным направлением работ под руководством к.т.н., доцента А.И. Кудрина совершенствуются принципы расчета диагностического оборудования. С 1998 года кафедра является представителем на Южном Урале мирового лидера в области производства диагностического оборудования фирмы «Мюллер-Бем» (ActiaMuller), а с 2003 года – дилером Новгородского завода гаражного оборудования (ГАРО).

II . Теория смазки и износа машин и механизмов.

Прокопьев Валерий Никифорович (1939-2009г.г.)На кафедре под руководством В. Н. Прокопьева создана и развивается научная школа гидродинамической теории смазки. Главные направления научных исследований – гидродинамический расчет и проектирование подшипников жидкостного трения транспортных двигателей и турбомашин. По этой тематике защищены десятки кандидатских и две докторских диссертаций в том числе Ю.В. Рождественским, В.Н. Анисимовым, М.К Ветровым, М.К. Ахтямовым, Н.С. Маляром, А.К. Бояршиновой, Е.А. Задорожной, Д.Ю. Ивановым, С.С. Родиным, К.В. Гавриловым, Н.А. Хозенюк,  А.С. Фишером и другими.

С уходом из жизни д.т.н., профессора, академика РАТ В.Н. Прокопьва созданное им научное направление продолжают развивать его ученики под руководством д.т.н., профессора, академика РАТ Ю.В. Рождественского.

За годы работы профессорско-преподавательским составом кафедры опубликовано более 2000 научных работ. Труды ученых кафедры публикуются в высокорейтинговых журналах, в том числе зарубежных. Доклады заслушиваются на международных симпозиумах и конгрессах в Великобритании, Германии, Израиле, Греции, Югославии, Южной Корее, Австрии, США, Японии, Украине. Научные разработки используются ведущими отечественными машиностроительными предприятиями и зарубежными фирмами: ЧТЗ «УРАЛТРАК», КамАЗ, УралАЗ, ЗМЗ, LG, Барнаул-трансмаш», УТМЗ, ЯМЗ и др.

Лаборатория ТриботехникиБольшая научная работа проводится в вузовско-академической лаборатории «Триботехника» и лаборатории трения и износа. Передовые, ресурсосберегающие технологии, разрабатываемые в этой лаборатории, позволяют предприятиям, внедрившим их, значительно уменьшить затраты на смазочные материалы. Под  руководством к.т.н., доцента Н.А. Усольцева проводятся исследования в области граничного трения для нужд машиностроительных и металлургических предприятий по подбору смазочных материалов в различных парах трения с измерением износа и энергетических затрат на трение, равновесной шероховатости поверхностей при различных режимах, исследования трибологических свойств новых антифрикционных материалов на основе волокна углерод-углерод, композитных порошковых материалов в режиме сухого трения (тормозные колодки скоростных транспортных средств, низкоскоростные подшипники скольжения).

Современная линия инструментального контроляНаучный потенциал кафедры позволяет проводить многоэтапные исследования с финансированием из госбюджета, в том числе по заданиям Министерства образования и науки, проводить научную работу при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований,  принимать участие в хоздоговорных исследованиях с предприятиями. Только за последние 5 лет подобных работ было выполнено более чем на 20 млн. рублей.

К выполнению научных исследований кафедра активно привлекает студентов, которые становятся соисполнителями грантов и хоздоговорных работ, соавторами статей, докладов, зарегистрированных пакетов программ для научных расчетов. В ежегодных студенческих научных конференциях принимают участие до 50 человек. Студенты кафедры ежегодно побеждают на конкурсах научных работ Министерства образования и науки РФ, всероссийских конкурсах дипломных проектов, выигрывают гранты на самостоятельное выполнение научного проекта, за успехи в учебе и научных исследованиях становятся стипендиатами Губернатора Челябинской обл., Администрации г. Челябинска, ученого Совета ЮУрГУ.

Кафедра продолжает развитие связей с производством, формируя заявки на специалистов и выполняя заказы предприятий на НИР по самой разнообразной тематике. При кафедре действуют  постоянные курсы по подготовке контролеров технического состояния автомобилей при государственных технических осмотрах, планируется открытие курсов повышения квалификации ремонтных рабочих сервисных центров КамАЗ, BMW, Toyota и других ведущих автомобилестроителей.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.