Выпускница ЮУрГУ Наталья Дубовая стала сценаристом и креативным продюсером фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Южно-Уральский государственный университет за 75 лет со дня основания выпустил из своих стен более 250 тысяч специалистов, которые становятся успешными в различных сферах деятельности. Выпускница кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ Наталья Дубовая дебютировала в качестве сценариста и креативного продюсера российского фильма «Русалка. Озеро мертвых», который вышел в прокат 12 июля. Наталья рассказала нам об идее создания картины, процессе съемок и роли ЮУрГУ в профессиональном становлении.

— Пожалуйста, расскажите, почему вы выбрали направление «Филология» в ЮУрГУ? Чем вас привлек университет?

— В ЮУрГУ я, наверное, как и многие, влюбилась при первой встрече: я смотрела на это огромное здание, на тысячи студентов, которые перемещаются из одного корпуса в другой, и думала — именно так и должен выглядеть настоящий университет. Именно здесь я и хочу учиться. Со специальностью чуть сложнее — в свое время я бросила экономический вуз в своем родном городе, так как поняла, что точно хочу учиться на гуманитарном факультете. И во время открытых дверей весной 2007 я посмотрела на презентации всех кафедр тогда еще факультета журналистики, и почему-то филология показалась самой привлекательной. Успех закрепило знакомство с зав.кафедрой Еленой Владимировной Пономаревой. Человеческий фактор всегда был для меня важен.

— Что было наиболее интересным во время студенчества?

— Сложный вопрос. Хотелось впитывать в себя как можно больше. Моя учеба, как и в дальнейшем работа, позволяла делать то, что я люблю, а это, вроде, еще и обязательно. В рамках учебы я читала очень много, а потом в рамках нынешней работы стала смотреть очень много кино. В этом, наверное, я счастливчик. Помимо учебы на пару лет моей любовью стал КВН — в ЮУрГУ очень хорошо развито направление студенческих организаций, можно быть, кем хочешь, и делать очень многое. В нашей команде начала писать в юмористическом ключе, немножко выступать и смотреть, как вообще работает творческая группа.

— Совсем недавно вышел в прокат фильм «Русалка. Озеро мертвых». Пожалуйста, расскажите, как вам удалось принять участие в таком крупном проекте? 

—В этом проекте, как и в нашем новом, я выступила в двух ролях: как сценарист и как креативный продюсер. То есть я мир не только пишу, но и участвую в его создании на разных этапах кинопроизводства. А попасть в проект получилось опять-таки через учебу. Так складывается, что я все время люблю учиться. Когда я поняла, что меня не устраивают прикладные профессии в журналистике и PR, я решила попробовать писать истории. Для этого пошла учиться на сценарное, а затем, на курсе креативного продюсирования придумала идею «Русалки», моему мастеру и по совместительству кинопродюсеру Ивану Капитонову («Пиковая дама: Черный обряд», «Маршрут построен», «Русалка. Озеро мертвых») она понравилась. И вот — фильм уже в прокате. А я в кино.

— Почему в фильме фигурирует фольклорный персонаж?

— Не сложно догадаться, что человек, который четыре года отучился на кафедре русского языка и литературы, интересуется русской культурой. Это то, что было мне интересно с детства. К тому же, когда я придумывала идею фильма (а у нас на курсе было такое задание), обратилась к мировым тенденциям — а что сейчас происходит в мистике разных стран. И оказалось, что во всем мире большой интерес именно к фольклорным традициям. И, конечно, мне захотелось найти, что интересного есть в нашем фольклоре. Почему-то история русалок зацепила. Это же про любовь, про доверие, про отношения между людьми. Если вы почитаете разные предания, то увидите много историй про русалок, мне приглянулась легенда о том, что русалками становится девушки, которых предали их возлюбленные. И мне стало интересно, а что будет, если такая девушка вернется из своего озера и решит мстить всем мужчинам-изменникам.

— Почему выбраны такие жанры, как ужасы и фэнтези? 

— Как мне кажется уже сейчас, когда я написала несколько сценариев, жанр во многом зависит от того, как автор воспринимает мир: через предельно бытовые вещи, через оголенную боль, через розовые очки и пр. Я воспринимаю мир через мистическую призму. Мне кажется, что в мире есть большее, чем то, что мы видим. И мне хочется это «большее» раскопать. В хорроре мы работаем со страхами, это же не просто пугалки, это своего рода терапия — назови свой страх, позволь ему войти в тебя и найди силы, чтобы бороться. В фэнтези чуть другая история. Но об этом жанре, надеюсь, смогу говорить в ближайшем будущем.

— Как в целом создавался фильм? Насколько это была сложная работа?

— Фильм — это настоящее произведение искусства, которое создается только коллективно. Наверное, это была самая сложная преграда для меня — признать, что над одним проектом работает целая команда, и вклад каждого важен. Ну, а ведет всех вперед, конечно, режиссер. В моем случае, это мой соавтор Святослав Подгаевский («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых»).

У фильма есть несколько этапов создания, и каждый — сложный, но интересный. Сперва мы проходим путь от идеи до сценария. Потом начинаем подготовку, куда подтягивается множество талантливых людей — вместе придумываем изобразительные решения, что это будут за герои, как они будут выглядеть, в каких локациях будет развиваться история и пр. Одна из моих любимых историй — работа с актерами. Съёмки — это особая энергия, где практически нет права на ошибку, это создание новой живой материи в режиме реального времени. Ну, а если вдруг ошибка будет все же допущена — всегда есть этап постпродакшна, где фильм будет собираться.

Съёмки каждого фильма — всегда неповторимая история, появляются новые задачи и новые решения. На «Русалке» было много съёмок в воде, когда актеры прыгали в сентябрьское озеро, а потом грелись в горячих бочках. Съёмки проходили и на натуре, и в бассейне под водой. Было много ночных смен, когда спать очень хочется, но целая ночь впереди, а значит — надо работать. При этом наша команда всегда настолько слаженна, столько любви в ней, что решения всегда находились. Мне кажется, это главное.

— Сейчас идет работа над фильмом «Яга. Кошмар темного леса», в котором вы выступите в качестве сценариста и креативного продюсера. О чем он будет?

— Этот фильм про отношения между людьми. Про те тонкие нити, которые нас связывают, про то, что надо беречь  — свои самые яркие и светлые воспоминания. Если же говорить про сюжет: семья переезжает в новый микрорайон, где для своей дочки-малышки нанимает новую няню. И вот почему-то это няня не нравится старшему сыну Егору. И опасения подтверждаются, когда няня спустя несколько дней исчезает вместе с малышкой. Вот только родители этого не помнят. Вообще никто в районе не помнит, кроме мальчика. Тогда Егор начинает собственное расследование и приходит к тому, что дети в районе пропадают уже давно, а все следы ведут к заброшенной электроподстанции в лесу, где обитает дух той самой Яги. Это, конечно, как и в случае с «Русалкой», будет переосмысленный образ фольклорного персонажа. Потому что важно взять основу и перенести ее в современность. Иначе цельность образа и истории может быть разрушена.

— Внес ли какой-то вклад в ваше творческое и профессиональное становление университет?

— Безусловно. Как я уже говорила выше, в свое время я перечитала безумное количество книг, анализировала их, писала свои вещи. И этот базис всегда помогает мне создавать истории, потому что оригинальных сюжетов в драматургии не так уж и много. И зачастую важно не то, что ты рассказываешь, а как — каким-то новым для зрителя способом. Не забывая и о корнях. Например, в «Русалке» есть пасхалочка для внимательных любителей русской литературы — утопившуюся героиню зовут Лиза. Я это имя не зря выбрала —это такой привет филологическому прошлому и Николаю Карамзину.

А в «Яге» в мифологической основе лежит один из древнегреческих мифов про Орфея и Эвридику, когда герой возвращается за самым ценным в своей жизни в мир мертвых. У нас в мир мертвых, в мир Яги брат идет за своей сестрой.

Поэтому свое образование я считаю одним из идеальных для профессии «Сценарист».

— Как вы считаете, любой филолог может построить карьеру и добиться успехов в киноиндустрии? Что бы вы пожелали тем, кто хочет видеть себя в качестве создателя фильмов? 

— Я считаю, что любой человек может добиться того, что он захочет. Это на самом деле главный тезис моей жизни, я словно своим примером говорю: а можно еще и так. Потому что на моем пути раньше было много людей, которые говорили: «Наташа, у тебя не получится, или это будет очень сложно». Вы знаете, иногда правда не получалось и было сложно. Но я всегда искала место, в котором мне будет по-настоящему хорошо и где я смогу развиваться на все сто. Кино — это мое место. Я его долго искала и нашла. Поэтому я всегда говорю одно: границ у человека нет, все только в его голове. И если вы очень чего-то хотите и идете своим страхам навстречу, то все обязательно случится.

А если вы хотите создавать кино, то надо начать с простого — придумать свою идею и попробовать её реализовать в рамках небольшого бюджета (даже скорее ноу-баджет), благо, в мире телефонов с простейшей видеокамерой это может сделать каждый. Во-первых, вы поймете, нравится ли вам создание кино, пусть и в малой форме, а во-вторых, снятое/написанное произведение уже можно кому-то показать, получить фидбэк и двигаться дальше.

Азалия Шарафутдинова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.