ЮУрГУ запускает уникальные онлайн-курсы для носителей арабского и китайского языков

Южно-Уральский государственный университет большое внимание уделяет обучению иностранных граждан. Одной из причин, почему иностранные студенты выбирают ЮУрГУ является то, что здесь обеспечены все условия для изучения русского языка, в том числе с использованием доступных дистанционных технологий. Сотрудниками университета были созданы онлайн-курсы для освоения фонетики русского языка носителями арабского и китайского языков, которые призваны не только показать, как правильно произносятся звуки русской речи, но и научить этому.

Уникальность массовых открытых онлайн-курсов ЮУрГУ

Южно-Уральский государственный университет, в частности, научно-образовательный и координационный центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ осуществляет деятельность, направленную на популяризацию русского языка в мире. Важной частью этой деятельности является развитие онлайн-образования.  Материалы для бесплатного дистанционного обучения русской фонетике были разработаны в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования». В 2017 году были созданы 4 массовых открытых онлайн-курса (МООКа), два из которых — вводно-фонетический и коррекционный — предназначены для носителей арабского языка, и два — для носителей китайского языка. Они представляют собой серию обучающих видеороликов и контрольных заданий. Научный коллектив под руководством заведующего кафедрой «Русский язык как иностранный» ИЛиМК Елены Харченко подготовил методику дистанционного преподавания и детальные сценарии каждого курса, техническую часть осуществлял Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ.

 «Создание курсов — это сложный, длительный процесс, который включает в себя видеосъемку лекций преподавателей и их диалоги со студентами – носителями языка, монтаж, написание субтитров, их перевод и внедрение в видеоролик, а также отладку ошибок. Всего было снято 110 роликов, в каждом преподаватель объясняет и показывает, как произносится тот или иной звук, приводит примеры со словами, рекомендует упражнения артикуляционной гимнастики, для разминки речевого аппарата, чтобы изучаемый звук было легко произнести, а потом предлагает серию упражнений по отработке звуков», — объясняет Ольга Елагина, заместитель директора ИОДО ЮУрГУ.

Созданные в ЮУрГУ курсы уникальны тем, что при работе с ними иностранные студенты могут не только понять, как произносятся звуки русской речи, но и на практике отработать навык их произношения. Для этого студентам достаточно перейти по встроенной в курс ссылке на программу анализа речевых образцов, которую разработала команда Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ под руководством доцента кафедры «Информационно-измерительная техника» Дмитрия Кацая. В ходе совместной работы ученых и преподавателей была подготовлена база речевых образцов носителей русского языка (39 000 звуковых файлов). В результате была создана роботизированная система, которая способна распознавать и различать эталонный и ошибочный варианты произношения. Система сообщает студенту, правильно ли он произнес тот или иной звук, и если была допущена ошибка, дает сигнал повторить упражнение.

«Задача любого электронного курса — не просто проинформировать студента, но помочь ему выработать определенный навык. И при работе с массовым открытым онлайн-курсом студент понимает, как звучит русская речь. А инструмент, разработанный под руководством Дмитрия Кацая, позволяет отработать каждый звук до правильного произношения. Фактически у нас получился курс-тренажер», — отметила Ольга Борисовна.

Возможности применения онлайн-курсов

Онлайн-курсы по фонетике русского языка могут использоваться не только студентами из КНР и арабских стран для самостоятельной работы — эти материалы найдут свое применение и на очных занятиях с преподавателями в ЮУрГУ.

«Мы активно внедряем в учебный процесс модель смешанного обучения, которая предполагает использование преподавателями в традиционной деятельности технологий электронного обучения. Созданные МООКи — хорошее подспорье для педагогов, они позволяют продуктивно работать в аудитории и давать задания из массового курса для самостоятельного изучения».

Также курсы могут использоваться в центрах партнерской сети «Институт Пушкина» ЮУрГУ в Китае, работу по созданию которой координирует заведующий кафедрой «Международные отношения и зарубежное регионоведение» ИЛиМК Людмила Шестакова. Иностранные преподаватели русского языка получат возможность показывать видеоматериалы, созданные его носителями, что значительно облегчит процесс объяснения, поскольку в роликах есть субтитры на китайском языке.

Для того, чтобы иностранные студенты и преподаватели могли пользоваться МООКами, была создана специальная платформа, регистрироваться на которой можно с использованием аккаунтов в социальных сетях. Официальный запуск курсов состоится в сентябре 2018 года.

Азалия Шарафутдинова, фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.