Эколог ЮУрГУ пьет воду из крана

Достоверная информация об экологической ситуации нужна, как воздух и вода. Особенно – жителям Челябинска, изрядно запуганным разного рода «страшилками» про воздух и воду. Мы просыпаемся с мыслью о смоге и с тревогой смотрим  в окно, запасаемся бутилированной водой, потому что с детства усвоили, что из крана течет «гадость»… Между тем эксперт убежден, что защищаться нам нужно не столько от вредных выбросов и примесей, сколько от фейков. Декан химического факультета, заведующий кафедрой «Экология и химическая технология», доктор химических наук, директор научно-образовательного центра «Нанотехнологии» ЮУрГУ Вячеслав Авдин сделал неожиданное признание. Наш разговор сегодня о воздухе, воде и «экологических террористах».

Честно и нечестно

– Челябинск нередко ассоциируется с экологическими проблемами. Все действительно у нас так страшно, как описывают в некоторых Интернет-источниках?

– Надо сравнивать. Приехав в другой крупный город, можно  убедиться, что там все так же, как и у нас, если сравнивать при одинаковых погодных условиях. Любой мегаполис – это напряженная экология. От этого никуда не деться. В среднем около половины имеющихся в воздухе загрязнений – транспортные выхлопы. По разным городам экспертные оценки отличаются. Но даже  20 процентов – это весомая доля. Причем, заводы строят с подветренной стороны  и на окраине города, а автотранспорт распределяется равномерно, соответственно, и загрязнения равномерно распространяются.

Если учитывать объективные данные, Челябинск не входит в число самых грязных городов планеты. Хотя, безусловно, на Южном Урале сосредоточена серьезная промышленность, в результате чего  довольно много загрязнений. Но грязный воздух - это вопрос не столько неразвитости или отсутствия воздухоочистных технологий, сколько вопрос их применения вообще. Я думаю, многие обращают внимание: когда  идет снег или дождь вдруг появляются какие-то неприятные запахи. Влага впитывает загрязнения из воздуха, очищает его. Предприятия пользуются этим эффектом и начинают экономить на очистке. Заводы не могут не выделять загрязнения, но они могут  воздух очищать от них. Более того, на всех предприятиях без исключения есть все необходимое для очистки воздуха. Вопрос в том, что очистка – процедура дорогая, и предприятия стараются на этом экономить честными и нечестными способами. К честным относятся ограничения выбросов определенных веществ, получение квот… Честных путей немного, на самом деле.

– А нечестных?

– К нечестным относится ограничение работы очистных сооружений. Снижение мощности, допустим. Когда челябинцы жалуются на плохой запах, это значит, что  какое-то из предприятий (или сразу несколько) не соблюдает технологии очистки воздуха. То есть предприятия могут не вредить экологии, но им экономически выгоднее экологии вредить. Собственно, говоря, проблема-то в этом.

–Иногда можно прочитать сообщения о новых технологиях очистки на отдельном предприятии. Получается, все-таки работают в этом направлении...

– Как правило,  технология не  новая, а модернизированная косметическим способом. Все существующие в мире технологии отличаются от тех, что были придуманы лет 50 назад, только автоматизацией и эргономикой. Утрированно – раньше лампочка на пульте загоралась, а сейчас на экране компьютера график строится. Суть воздухоочистных процессов изменилась мало. Согласно законодательству, если на предприятии нет очистных сооружений, которые отвечают самым современным требованиям, оно просто не получит разрешение на работу, будет закрыто экологической прокуратурой. Так что на предприятиях есть все, что нужно для очистки, но нет желания применять всегда и на полную мощность.

– Значит, люди, которые бьют в набат по поводу тяжелой экологической ситуации, поступают правильно?

– Решать экологические проблемы, конечно, нужно. Нужно об этом говорить, доводить до сведения тех, кто отвечает за принятие решений. Но можно говорить правду, а можно заниматься подтасовыванием, слегка, а иногда даже и сильно сгущая краски. В итоге создается впечатление бездействия чиновников или неправомерности решений. Дело в том, что люди в плохое верят сразу, а к хорошему всегда с некоторым недоверием относятся. «Экологические террористы» этим пользуются и начинают внушать населению факты, которые не соответствуют действительности либо сильно преувеличены. Есть показательный пример в нашем городе. Два предприятия примерно одинаково в плане экологии работают, но одно выставляется просто монстром, а о другом даже не упоминается. И такое сплошь и рядом. Люди решают свои конкретные политические задачи, а в итоге формируется неблаговидный имидж Челябинска. А потом к нам гости приезжают и говорят: «Ой, мы читали, что у вас дышать нечем. А мы уже неделю в городе живем – и нормально. Не сказали бы, что в Москве лучше…»

Виноваты трубы

– А что у нас происходит с очисткой воды? Появляются новые реагенты, конструкции, а пить приходится бутилированную…

– Я пью водопроводную воду. Могу вам даже сейчас это продемонстрировать. Дело в том, что вода в водопроводе отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам на сто процентов. Мы постоянно проводим анализ, и никогда не было превышения нормативных показателей. Другое дело, что во многих домах старые трубопроводы. Причем разводка по квартирам ведется трубами небольшого диаметра, водоразбор в домах невысокий, и часто вода в трубах застаивается. Кроме того, как правило, эти трубы старые и, грубо говоря, железные. На поверхности идут активные процессы развития колоний микроорганизмов, которые черпают питание из воды и в процессе жизнедеятельности выделяют вещества, придающие воде неприятный привкус.

– То есть воду портят трубы?

– Именно так. На Шершневском водохранилище все хорошо. Пока, во всяком случае. Есть проблема заиливания, но это тема для отдельного разговора. Сосновские очистные сооружения готовят воду хорошего качества. При транспортировке по магистралям в некоторых  районах ее качество может  несколько портиться. Впрочем, даже когда по старым трубам вода идет под большим давлением, она не успевает загрязниться так, чтобы сильно испортился вкус. А вот доходя до квартиры, протекая по тонким трубам, она часто в них застаивается (у нас же не все время вода течет из крана), и ее вкус может портиться. В тех домах, где трубы пластиковые, как правило, воду можно из крана пить, особенно после того, как она немного стечет. После душа, к примеру. Набрать, конечно, лучше из того же крана. У нас, в лаборатории экологии ЮУрГУ постоянно работает дистиллятор. Это значит, что вода течет все время, не застаивается, и мы ее пьем.

– Вас даже хлорка не смущает?

– Хлорирование – единственный недостаток водопроводной воды. Поэтому пьем мы ее не сразу и в чайник не сразу наливаем. Отстаиваем в пятилитровой банке  в течение ночи, но если не получается – хотя бы часа два. Хлорка – это же газ. Он испаряется. Производители бутилированной воды искусственно создали миф о том, что из водопровода пить нельзя. Кстати говоря, странно, что бутилированную воду иногда называют минеральной. Просто внушают это людям. Вот кавказские популярные воды действительно минеральные, там содержание растворенных веществ 2,5 - 5,0 грамма на литр. А в обычной бутилированной суммарно – 0, 4 или 0,5. Чувствуете разницу? Такая же искусственная ситуация создана в США, где под видом полезного продается дистиллированная вода для питья. Я был удивлен, когда приехал на конференцию в Америку. Организаторы выставляют на столы дистиллированную воду. Открыл, попробовал – так и есть. Производители внушили людям, что воду надо пить самую очищенную. Что это? Маркетинговый ход? Массовый психоз?.. Я не знаю, но ни в Европе, ни в Азии, ни в России, ни в Японии дистиллированную воду не пьют, а в Америке пьют. Хотя это вредно.

– А чем она может человеку навредить?

– Она же от всего очищена. Вообще вода обладает хорошей растворяющей способностью. Когда она природная и содержит естественные растворенные вещества, эта способность несколько снижена.  А у дистиллированной она максимальная. В итоге вода начинает вымывать соли, которые организм использует для своих целей. В частности, кальций, содержание которого может заметно снизиться.

Все будет по-другому

– Так что же делать читателям, которые так болезненно и ревностно воспринимают экологические темы? Как распознать «террористов»?

– Не надо верить всему, что пишут, особенно - в социальных сетях. Осторожнее относитесь к экстремистским экологическим заявлениям. Если видите сообщение, слишком отличающееся от официальной точки зрения, надо как минимум насторожиться. Проверяйте информацию, сравнивайте с положением дел в других мегаполисах.

– Разговорам о том, что Челябинск – город мутантов, тоже не следует доверять?

– Знаете, на самом деле мутации проявляются через несколько поколений, так что проверить это мы с вами, увы, не сможем. Но если это так, то таких городов очень много в мире.

– Время покажет?

– Да время, собственно, уже показало, что нужно что-то предпринимать. И в общем-то уже и предпринимается. Думаю, еще лет пять-десять - и в мире появятся новые технологии, которые избавят нас, например, от выхлопов автотранспорта, работающего на бензине.

– Водой будем заправлять машины?

– Почему бы и нет? Уже сейчас существуют технологии (правда, пока в зачаточном состоянии), которые позволяют использовать альтернативные виды энергии. В числе прочего, речь идет и о разложении воды на водород и кислород.

– Я слышала, в некоторых странах Африки  вода и сейчас стоит намного дороже бензина…

– Это когда речь идет о питьевой воде. А морской воды и в Африке, и в Азии много. Назревает технологический скачок в области энергетики. Назревает давно. И когда он произойдет, ситуация в больших городах резко улучшится. Думаю, через несколько лет многое в нашей жизни будет по-другому. И дышать станет легче. Альтернативные источники энергии позволят избавиться от современных грязных технологий.  Кстати, по статистике, долгожители во всем мире живут именно в крупных городах. Лишнее свидетельство того, что проблема с вредными выбросами в мегаполисах несколько преувеличена даже  в мировом масштабе. Не все так плохо, как хотят нам внушить.  Сколько лет нас пугают озоновыми дырами! А ведь это все фейком оказалось. Они существовали, существуют и будут существовать. И аэрозольные баллончики здесь не при чем.

СМИ о нас:

Татьяна Строганова; фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.