Робот Ваня не ругается и не ставит двоек

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) создал в Китае собственную сеть центров по продвижению русского языка и повышению качества подготовки китайских граждан перед обучением в России. А помогать студентам учить «великий и могучий» будет робот по имени Ваня, сообщает пресс-служба ЮУрГУ.

Программно-аппаратный комплекс разработали ученые и преподаватели вуза. Ваня способен распознавать речь и генерировать ответы на русском языке. Он служит ассистентом преподавателя. Разработка получила грант в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».

«Аналитический обзор компонентов комплекса показал, что гуманоидный робот NAO от Aldebaran Robotics может стать компаньоном, помощником или исследовательской платформой. В стенах ЮУрГУ NAO обрел новое имя — Ваня», — рассказала «Стимулу» преподаватель Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ Юлия Полякова.

Использование робота в учебном процессе делает возможной эффективную презентацию материала в реальной жизни. Интерактивные учебные задания позволяют работать над развитием различных навыков во всех видах речевой деятельности иностранных студентов. Такие средства общения (команда, вопрос–ответ) позволяют сделать существенным компонентом учебного процесса не только учебную, но и реальную коммуникацию на изучаемом языке. При этом особо важной оказывается разработка инновационных заданий с участием робота для иностранных студентов, поскольку основная цель таких заданий — активизация регулярной мыслительной деятельности обучающегося на стадии инициации. В процессе изучения русского языка у иностранцев формируются произносительные, лексические, грамматические навыки. На их основе развиваются умения аудирования, говорения, чтения. Однако эти умения невозможны без активной деятельности самих студентов. Именно коммуникативные задания должны помочь студентам научиться пользоваться языком в конкретных ситуациях.

«Оборудованный системой распознавания речи робот сам определяет координаты источника звука и поворачивается к нему головой, поддерживая не только визуальный контакт с иностранным студентом, но и внимательно слушая, он реагирует на высказывания говорящего. Ваня может распознать любой текст, а затем прочитать его вслух, общаясь, таким образом, устно, может читать газеты, книги, электронные письма. Тактильные сенсоры позволяют “оживить” диалог прикосновением к ним и получить ожидаемую реакцию робота в разговоре», — говорит Юлия Полякова.

Ваня обладает системой зрения, которая позволяет ему фотографировать изображения, снимать видео, пользоваться электронной почтой, различать цвета, цифры, находить и распознавать лица студентов, запоминать их имена и в режиме реального времени передавать информацию на персональный компьютер или в сеть.

По словам Юлии Поляковой, преподаватель может формировать желаемое поведение робота в движении, в диалоге во время занятия; настраивать скорость генерирования речи и тембровую окраску. Ваня воспроизводит в процессе диалога качественные аудиозаписи с естественным голосом. Поэтому можно весьма эффективно использовать робота при работе над аудированием, а также для разучивания стихотворений, проведения дикционных тренингов или фонетических зарядок, проведения диктантов или в отработке речевого этикета в ситуативных диалогах, в хоровом проговаривании.

Обучение робота представляет собой процесс программирования по сценарию его желаемого поведения. Для программирования используются два варианта формирования программ: с помощью языка визуальных компонентов и языка программирования Python. Оптимальный вариант программирования — совместное использование перечисленных способов, говорят разработчики.

«Мы будем и дальше совершенствовать робота, — рассказал “Стимулу” доцент кафедры информационно-измерительной техники Дмитрий Кацай. — Речь идет о расширении возможностей Вани путем его включения в состав распределенной информационной системы. Малые вычислительные мощности робота будут дополнены высокопроизводительными внешними компьютерами. Ваня сможет передавать аудиоинформацию на внешние компьютеры для обработки и интерпретировать результаты своими аудиосредствами».

Ваня отлично помогает осваивать материал, отмечают студенты, но одно из его главных достоинств — он проявляет только положительные эмоции.

Возможность пройти бесплатное обучение русскому языку при поддержке российских преподавателей получили студенты Пекинского объединенного университета, Сюйчанского университета, Чжэнчжоуского университета аэронавтики, Шэньянского технологического университета и некоторых других партнерских вузов ЮУрГУ.

Координатором создания партнерской сети центров выступил Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина (Москва). ЮУрГУ стал частью партнерской сети, открыв собственный научно-образовательный и координационный центр под брендом «Институт Пушкина».

«Китайские студенты, приезжающие на учебу в Челябинск в рамках программ двойных дипломов или академической мобильности, отличаются упорством и трудолюбием, но изучение русского языка дается им нелегко», — отметила координатор работы по формированию партнерской сети, заведующая кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ Людмила Шестакова. По ее словам, обучение в центрах «Институт Пушкина» поможет китайским студентам преодолеть языковой барьер.

В 2019 году центр «Институт Пушкина» ЮУрГУ традиционно проведет в Китае тотальный диктант, День славянской письменности, День русского языка и другие мероприятия.

По материалам сайта stimul.online
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.