История и достижения

Архивная страница Вы просматриваете архивную страницу сайта ЮУрГУ. Информация на этой странице может быть устаревшей.

На снимке: состав кафедры философии в 2010 г.

К 50-летию кафедры философии ЮУрГУ (презентация 3,8 Мб)

Кафедрой философии Южно-Уральского государственного университета (ранее — ЧПИ, ЧГТУ) в различное время руководили А.С. Масленников (1961–1971), К.Н. Суханов  (1971–1980), Ф.М. Землянский (1980–2010), с 1 сентября 2010 года по 30 июня 2011 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой философии был В.Н. Усов. Приказом № 174 от 29 июня 2011 года ректора ЮУрГУ А.Л. Шестакова кафедра философии 7 июля 2011 года объединена с кафедрой социологии в единую кафедру философии и социологии.

Кафедра философии ЮУрГУ была образована первоначально как кафедра диалектического и исторического материализма по приказу Министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 309 от 8 мая 1961 г. В. Столетова «О разделении кафедры марксизма-ленинизма Челябинского политехнического института». В нем указывалось: «В связи с ходатайством руководства Челябинского политехнического института ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Разделить кафедру марксизма-ленинизма Челябинского политехнического института на: а) кафедру истории КПСС; б) кафедру диалектического и исторического материализма. 2. Внести соответствующие изменения в Устав института».

Ученый совет Челябинского политехнического института на своем заседании 30 июня 1961 года (протокол № 12) постановил: «На основании результатов тайного голосования (за–38, против–нет, воздержавшихся –нет) избрать т. Масленникова на должность заведующего кафедрой диалектического и исторического материализма»

Согласно приказу Министра, приказом ректора ЧПИ А.Я. Сычева № 242 от 14 июля 1961 г. кафедра марксизма-ленинизма, которой в то время заведовал кандидат исторических наук, доцент И.С. Корнилюк, была фактически разделена на две новые кафедры — кафедру истории КПСС и кафедру диалектического и исторического материализма —  и определен их персональный состав. Первоначальный состав кафедры диалектического и исторического материализма насчитывал 13 преподавателей:

  1. Масленников Александр Сергеевич   — зав. кафедрой
  2. Садыков Фагим Бенияминович          — доцент
  3. Почейкина Зоя Александровна          — и.о. доцента
  4. Стебаков Петр Семенович                  — ст. преподаватель
  5. Суханов Ким Николаевич                  — ст. преподаватель
  6. Бондарев Гений Иосифович               — ассистент
  7. Вишев Игорь Владимирович             — ассистент
  8. Кормишаев Василий Михайлович    — ассистент
  9. Михайлов Виктор Владимирович     — ассистент
  10. Рябов Дмитрий Сергеевич                 — ассистент
  11. Смага Галина Федоровна                  — ассистент
  12. Худоногова Нелли Дмитриевна        — ассистент
  13. Бороновский Наум Владимирович      — ассистент

 Сегодня из этого состава продолжает работать на ней один человек — И.В. Вишев.

Свое название кафедра изменила в 1963–1964 годах, возможно, во время исполнения обязанностей заведующего кафедрой Я.З. Хайкиным, однако никаких документов  на этот счет не было обнаружено. Сначала ее названия «диалектического и исторического материализма» и «философии» в различных документах чередовались, но затем за ней закрепилось последнее. По-видимому, отношение к подобного рода названиям не было сколько-нибудь строгим. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в одном из первых приказов о создании кафедры она была названа «кафедрой исторического и диалектического материализма», чего по теоретическим и идеологическим причинам просто не могло быть.

За минувшие полвека на кафедре работали и работают более 80-ти человек.

1. Учебно-методическая работа

В центре внимания преподавателей кафедры философии (первоначально  — кафедры диалектического и исторического материализма) всегда находились вопросы учебно-методического характера. Эта работа велась по трем главным направлениям: 1) самими преподавателями, членами кафедры; 2) со студентами различных отделений; 3) с аспирантами и соискателями.

Первое направление было обусловлено прежде всего тем обстоятельством, что уже в первоначальном, исходном, преподавательском составе кафедры из 13-ти человек 8 были ассистентами. Поэтому постоянно актуальной оставалась задача совершенствования методического мастерства самих преподавателей, организация ими учебного процесса. И такая ситуация во многом сохранялась и впредь, поскольку одни увольнялись по тем или иным причинам, другие уезжали на учебу в аспирантуру, на кафедру уже нередко не возвращаясь, а им на смену приходили новые преподаватели, как правило, тоже ассистентами.

Эффективной формой такой работы явилось создание методических групп, возглавляемых ведущими преподавателями кафедры. Практиковалось посещение ассистентами занятий, проводимых доцентами. Так, например, лекции кандидата философских наук, доцента Я.З. Хайкина прослушали практически все молодые преподаватели кафедры. Широко практиковалось также коллективное посещение занятий самих ассистентов с их последующим детальным обсуждением. В них нередко участвовало по 8–10 человек. Подобного рода взаимная учеба была и необходимой, и обоюдно полезной, поскольку все преподаватели в то время работали по одной и той же учебной программе, т.е. делали одно общее дело — преподавали не только и не столько философию как таковую, сколько именно марксистско-ленинскую философию, но делали это каждый по-своему. Поэтому любые упущения и недостатки были заметны и понятны, как и, напротив, ценные теоретические и методические находки и приемы, которые легко и успешно вписывались в личный опыт преподавания.

Второе направление учебно-методической работы кафедры заключалось, прежде всего, в согласованной выработке рекомендаций для студентов по изучению философских первоисточников и основных тем лекционного курса, семинарских занятий и коллоквиумов. Регулярно публиковались авторские и коллективные учебные пособия и другие виды методических разработок для студентов дневного, вечернего и заочного отделений. Каждый раз они активно обсуждались в поисках наиболее оптимальных решений тех или иных рассматриваемых вопросов. В последнее время также систематически разрабатываются рабочие программы для специалистов и бакалавров.

Третье направление учебно-методической работы призвано решать задачу философской подготовки аспирантов и соискателей. Первая комиссия для приема экзаменов кандидатского минимума по диалектическому и историческому материализму была образована приказом № 32 ректора ЧПИ А.Я. Сычева от 24 января 1962 года в составе А.С. Масленникова, З.А. Почейкиной (Лазченко) и К.Н. Суханова. Впоследствии состав комиссии изменялся в сторону его расширения. В настоящее время эту работу непосредственно осуществляют В.Н. Усов, Ф.М. Землянский, И.В. Вишев как председатели экзаменационных комиссий, Е.В. Гредновская, Л.М. Григорьева, Н.Д. Кравец, И.Л. Куличков, Д.В. Соломко, А.А. Устьянцев, Г.А. Чистов — как их члены. В последние годы читается новый аспирантский курс «История и философия науки». С целью его успешного усвоения регулярно издаются Методические указания для аспирантов и соискателей. При этом они постоянно совершенствуются. Работающие с аспирантами и соискателями преподаватели проходят плановое повышение квалификации.

В последнее время в преподавании особенно широко стали использоваться современные технические средства — Интернет, кафедральный и другие сайты, ксерокопирование, электронные версии научных и методических работ, видеофильмы. Получает все большее развитие дистанционная форма обучения студентов (Е.В. Гредновская, Д.В. Соломко, У.В. Сидорова и др.).

2. Научная работа

Исключительное внимание постоянно уделялось научной подготовке преподавательских кадров кафедры. Было защищено 6 докторских диссертаций  — Я.Е. Стулем (1972), Я.З. Хайкиным (1973), К.Н. Сухановым (1980), Ф.М. Землянским (1983), И.В. Вишевым (1990), В.Н. Усовым (2008). Всем, за исключением Я.З. Хайкина, была присуждена ученая степень доктора философских наук. При всесторонней поддержке кафедры ее преподавателями было защищено порядка 30-ти кандидатских диссертаций. Но, к сожалению, не все после окончания очной аспирантуры возвращались на прежнее место работы.

Практиковалось создание благоприятных условий для плодотворной научной деятельности путем перевода преподавателя в старшие научные сотрудники (А.С. Масленников); предоставление творческих отпусков с освобождением от учебных занятий, но сохранением заработной платы; учебы в ИПК и др. Просьбы о предоставлении той или иной формы подготовки монографий и диссертаций удовлетворялись не автоматически, а всегда обстоятельно обсуждались с главной целью выяснить, насколько реальными и значительными могут быть результаты научной работы, существуют ли серьезные заделы и т.п. Правда, все же случалось, что в такого рода просьбах было отказано.

Очень серьезным сдерживающим фактором повышения научной квалификации преподавателей кафедры, роста их теоретического уровня и подготовки кадров было отсутствие до недавнего времени права иметь аспирантуру и аспирантов, поскольку она считалась непрофилирующей. Эта «дискриминация» нанесла развитию кафедры очевидный ущерб, в частности, оказалось очень трудным делом поломать сложившуюся традицию. Организация на кафедре аспирантуры и ее дальнейшее развитие предоставят ей новые перспективы.

В свое время, особенно еще до создания в нашем вузе кафедры социологии, ряд преподавателей кафедры философии активно проводил  серьезные социологические исследования (Я.Е. Стуль, И.Л. Куличков и др.). Это направление научной работы заслуживает того, чтобы оно было возрождено как в рамках кафедры, так и в творческом сотрудничестве с другими кафедрами университета.

Преподавателями кафедры опубликовано порядка 25-ти монографий, сотни статей, прочитаны многие десятки докладов на всемирных, международных, российских, региональных конгрессах и конференциях. Они активно участвуют во внутриуниверситетских научных мероприятиях, оппонируют на защите диссертаций, постоянно дают рецензии на авторефераты соискателей ученых степеней по философским наукам.

Достигнуты определенные успехи и в развитии научно-исследовательской работы студентов. Под научным руководством преподавателей кафедры они также участвуют в различных международных и российских конференциях с публикацией тезисов своих докладов в издаваемых сборниках. Например, студентки архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ О. Гончаренко и Ю. Козлова ездили в столицу Украины, где выступили на конференции «Дни науки философского факультета-2007» в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко с докладом «Клонирование человека: proetcontra». Многие студенты выступают с докладами по философским темам на традиционных научных общеуниверситетских конференциях, готовят рефераты и доклады на семинарских занятиях.

3. Общественная и воспитательная работа

Преподаватели кафедры всегда активно участвовали и участвуют в общественной и воспитательной работе в двух основных направлениях: 1) вне университета (в городе и области) и 2) внутри университета с преподавателями и студентами. Эта работа определяется ежегодно принимаемым кафедральным планом.

Первое направление реализуется в просветительской, пропагандистской и агитационной деятельности преподавателей в различных идеологических и политических формах, характерных как для прошлого, так и для настоящего времени нашей страны, например общество «Знание» и т.п. Многообразие и разнообразие этих форм работы наглядно видно в биографиях ведущих преподавателей кафедры.

Второе направление также в свою очередь подразделяется на два: воспитательная работа со студентами в учебное и внеучебное время, хотя их нередко бывает очень трудно разделить. Основными формами этой работы являются такие, как теоретические студенческие конференции в группах и на потоках по актуальным проблемам философии, развития общества и формирования личности; курсовые философские олимпиады (в свое время проводились и городские); философские диалоги; факультативы и «круглые столы» на философские, социально-политические, морально-этические и религиоведческие темы (с демонстрацией видеофильмов и использованием других технических средств); диспуты и беседы по текущим проблемам философии, политики и культуры; мероприятия по эстетическому воспитанию в виде посещения концертов, спектаклей, выставок изобразительного искусства и поэтических вечеров; публикации в университетской многотиражной газете «Технополис» и др.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.