От рисунка к гравюре – от науки к искусству

 

Не так давно в ЮУрГУ был проведен опрос, в котором приняли участие иностранные студенты университета. Они выбирали самое интересное место в вузе, и по их мнению, им является Художественный музей ЮУрГУ. И это неудивительно, ведь именно здесь уже почти 14 лет проводятся выставки классического искусства из музеев страны и региона, современного искусства и, конечно, уникальные персональные выставки. Они объединяют в диалогах об искусстве студентов и преподавателей, специалистов гуманитарных и технических специальностей, экспертов и гостей университета.

В собрании музея хранятся по-настоящему уникальные экспонаты: персональные коллекции мастеров нашего региона, художников разных поколений, – представителей искусства ХХ века. Все это находит отражение в работах, представленных в выставочном пространстве музея. Среди них есть совершенно необычные работы, которые были подарены одними художниками другим, в этой связи они содержат в себе особенно глубокий смысл. Все эти ценные предметы были принесены в дар университетскому Художественному музею самими мастерами, их семьями, искусствоведами или переданы Челябинской организацией Союза художников России.

121-я выставка «Искусство графики: от рисунка к гравюре» знакомит зрителя с одной из важнейших причин и средств информационной эволюции и ее инструментального осуществления в истории культуры – с искусством гравюры. Развитие современной печати немыслимо без освоения человеком этого вида искусства. Выставка знакомит с процессом создания гравюры, обычно скрытым от зрителя – от набросков графитным карандашом,  печатных досок и пробных оттисков до работ в завершённом виде, которые представлены во всем многообразии и богатстве видов графического искусства.

Открывает удивительный мир гравюры для университетского зрителя директор музея, исследователь регионального искусства, искусствовед Галина Трифонова. Она рассказывает удивительные факты о шедеврах музея:

«Художественный музей входит в структуру университета, поэтому наши выставки должны помогать учебному и образовательному процессу студентов. Экспозиции раскрывают новую грань художественного процесса, знакомят с интересными явлениями в искусстве и все это основывается на искусствоведческой науке. Главным героем выступает региональное искусство. И это не узколокальное, местечковое или провинциальное понятие. Урал – территория в две тысячи километров с севера на юг. Здесь много культурных центров, здесь большая и богатейшая история искусства. По-настоящему много целинных пластов, которыми сейчас занимаются представители разных наук и направлений», – рассказывает Галина Семеновна.

Региональное искусство представляют в экспозиции выставки работы мастеров, которых когда-то хорошо знали по всей стране. Их произведения можно найти в Русском музее и Третьяковской галерее, это работы Валентины Челинцовой и Михаила Ткачева. «Тремя китами» южноуральской гравюры называет куратор выставки Николая Черкасова, Владимира Бубнова и Николая Третьякова. Среди мастеров старшего поколения здесь представлены также работы живописца Виктора Меркулова, рисовальщика Николая Кудричева и художника-графика Василия Яранцева.

«Студенты, которые проходят практику в хранилище музея, ежедневно сталкиваются с подлинными произведениями изобразительного искусства один на один, и этот контакт имеет важнейшее значение в формировании видения будущего искусствоведа-профессионала», – рассказывает Галина Трифонова.

Уральские мастера участвовали в развитии искусства графики и гравюры наравне со столичными художниками. В их работах мы видим природу, предметы, человека – все это через видение художника, через его эпоху, его настроение.

«Это набросок Кудричева, – поясняет Галина Семеновна, – посмотрите, как легко и при этом совершенно точно изображен пейзаж! Буквально несколькими движениями штриха. В гравюре эта точность еще более важна, ошибся – значит испортил».

У каждой работы свой характер, своя история, своя индивидуальность. Например, мотив сосны в серии гравюр одного автора  – Н.И. Черкасова демонстрирует процесс творческого поиска. На первой мы видим бушующее напряжение, контрастные цвета, на второй – цвета мягче, естественнее, создается ощущение сумерек. Здесь мы видим суровую уральскую сосну и ликующую сосну в Крыму, на морском побережье. Уральская символизирует силу, борьбу, вторая же – благоухание, гармонию.

Искусствовед рассказывает, что создание выставки непростой задачей, это процесс, который требует разносторонних знаний и большого профессионализма,  на нее затрачивается большое количество сил и времени:

«В основу будущей выставки закладывается идея, особенно актуальная в данном времени и пространстве. В искусстве все работы уникальны, единственны в своем роде, если это действительно искусство! Бывает так, что сложно сделать выбор, увидеть и понять произведения во всей полноте, когда они лежат на столе, в папке; трудно увидеть, когда оно перед тобой на плоскости. Другое дело, когда произведение в результате точно найденной композиции занимает свое место на стене и обретает свое место в пространстве и смысловом ряду экспозиции. Вот здесь-то оно более всего и по-настоящему раскрывается».

Организаторы уделяют внимание общему характеру экспозиции и  каждой ее детали: важна логика, убедительная последовательность расположения работ, ритм, динамика, акценты, декоративное решение и еще очень многое – в зависимости от данной концепции конкретной выставки.

Художники экспериментируют, ищут новые инструменты и способы для воплощения своего внутреннего мира в произведениях графики различных её видов и техники исполнения. Поэтому художники часто выходят за рамки академического рисунка, из формата жанра, ставят эксперименты. Вот, например, в свои гравюры Николай Третьяков вмешивал при печати в краски порошок из бронзы и меди.

«Задолго до нашего современника  это делал Рембрандт, который добавлял стеклянную крошку в краски, чтобы усилить отражение  света в своих картинах. Наш художник использует металлический порошок, и это придает  графическим листам необыкновенный эффект», – комментирует Галина Семеновна.

Многие художники посвятили свою жизнь не только искусству, но и индустриальному развитию города. Например, Н.И. Черкасов,  член Союза художников, всю свою жизнь проработал на ЧТЗ инженером, а выходные проводил за работой над новыми произведениями.  В его графических листах отражается его видение жизни – заводчанина и художника:

«Его индустриальный пейзаж строен, логичен. Он полон разума, мудрости и красоты. Но кроме всего этого, мы видим здесь солнечные лучи сквозь облака и, конечно, человека. Масштаб человеческих фигур скромен рядом с размахом индустрии, но в этом-то и смысл гравюр Н.И. Черкасова на индустриальные темы: мал человек, а мир, который построен по его замыслу и его трудом – велик, строг, логичен и прекрасен, в согласии с природой».

Сквозь графические листы, выставленные в экспозиции Художественного музея ЮУрГУ преимущественно из его собрания, проходят целые исторические эпохи, судьбы реальных людей, их переживания, их любовь и их вера.

«У каждого художника такая судьба, что можно писать романы», – замечает Галина Семеновна.

Каждая работа несет в себе особый смысл и не ограничивается лишь точностью изображения и эстетической составляющей. Казалось бы, в  простом натюрморте через вещи отражается, условно говоря, и солнце, и небо. В гравюре с интерьером и  комнатными растениями можно услышать диалог вещей. Галина Трифонова говорит, что натюрморт для художника – особый жанр, его условный язык помогает сказать обо всем на свете, но чтобы это увидеть и понять, нужно все это полюбить.

По словам искусствоведа, технологичность современного мира создает угрозу отрыва от подлинного искусства. Интернет позволяет увидеть все, что создано до сих пор в искусстве, но не надо обольщаться – не в подлиннике, а через призму экрана, по сути, в виде репродукции, неважно – статичной или  динамичной.

«Подлинник обладает такой специфической энергией, которая  покидает его за счет его механического размножения – в противовес  тиражированию в гравюре – всегда осмысленному и творческому. Подлинное произведение искусства столь же неповторимо и единично в своей экзистенции, как  каждый отдельно взятый человек. В каждом шедевре есть неповторимое зерно индивидуальности», – говорит директор музея.

Художественный музей ЮУрГУ вносит  в  университетскую среду артистический образ мышления и  творчества. По словам директора музея, соседство искусства и технологий удивительно благоприятно и глубоко гармонизирующе воздействует на студентов.

Организаторы выставки считают, что человек, который познакомился с искусством в студенческие годы,  уже не пройдет мимо искусства,  и оно навсегда станет частью его духовной жизни. Осознание роли искусства сегодня, его места в мире, несмотря на перемены, по-прежнему является одним из фокусов духовного мира нашего современника. Искусство – очевидная духовная потребность и необходимость в спасении, росте и развитии человеческой души, и наше время не является исключением. Естественен рост души в университетской среде, где рождается будущее.

Выставка продлится до 18 мая – Международного дня музеев.
Вход в Зал искусств свободный (пр. Ленина, 76, 1 этаж главного корпуса ЮУрГУ).

 

Ксения Машкова, фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.