ЮУрГУ открывает новые горизонты с программой Fulbright

 

Заместитель начальника Управления международного сотрудничества ЮУрГУ Артем Пономарев принял участие в программе образовательных грантов Fulbright. Он рассказал о ее возможностях, о трёхмесячном пребывании в американских ВУЗах и поделился идеями —  в чем мы можем конкурировать с ними.

— Расскажите о программе Fulbright, какова ее цель.

— Программа образовательных грантов Fulbright была основана после Второй Мировой войны с целью создания площадки культурно-образовательных обменов между США и другими странами, а также повышения степени взаимопонимания между народами мира. За более чем 70-летнюю историю выпускниками программ Fulbright стали свыше 360 000 человек. Сегодня гранты Fulbright выдаются по различным направлениям и профилям — от студенческих обменов до грантов на изучение Арктики. Особый интерес для меня представляла программа для сотрудников международных отделов российских университетов Fulbright RIEA (Russian International Education Administrators).

— Почему Вы решили принять в ней участие?

— Основной мотивацией к участию стала идея о том, что, существуя сегодня в международном научном и образовательном пространстве, университет не может претендовать на высокие позиции в мировых рейтингах без понимания того, как функционируют ведущие вузы мира. Еще подавая заявку на участие, я задавался вопросом, как сделать университет центром развития города и региона, как способствовать его продвижению на глобальном рынке. Все программы Fulbright координируются Институтом международного образования (Institute of International Education — IIE), головной офис которого располагается в Нью-Йорке и, что примечательно, прямо напротив штаб-квартиры Организации Объединенных Наций.

— Сложно ли было стать участником программы?

— Базовым требованием к кандидатам является работа в международном отделе в течении минимум 2-х лет, независимо от должности. Затем следует прохождение теста TOEFL и собеседование. 2017 год стал рекордным по числу поданных заявок, однако отобраны были только 8 человек.

— Представители каких российских вузов приняли участие в программе в этом году?

— Я работал вместе с представителями ИТМО, Южного федерального университета, Ульяновского государственного технического университета и ряда других вузов.

— Что входило в программу курса?

— RIEA - крайне интенсивная, но четко структурированная программа, дающая возможность получения различного опыта по целому ряду вопросов. За 11 недель программы я насчитал 15 образовательных учреждений, которые я посетил: от комьюнити колледжей до крупных исследовательских университетов. И у меня нет ни малейшего сомнения, что полученный опыт не пропадет зря.

За 11 недель я углубился в систему высшего образования США и изучил принципы международной деятельности американских вузов (набор иностранных студентов, их поддержка и адаптация, семинары, по интернационализации и т.д). Обучение проходило на территории Индианского университета (Indiana University), Университета Ксавье (Xavier University), а также Айви Тек комьюнити колледжа (Ivy Tech Community College).

Кроме обмена опытом с коллегами в формате визитов в ряд американских вузов, работа велась в рамках ежегодной конференции AIEA (Association of International Education Administrators). В 2017 году она состоялась в Вашингтоне, поэтому у нас была возможность посетить информационные сессии конференции, а также встретиться и обменяться мнениями с коллегами из различных университетов не только США, но и Канады, Австралии, Гонконга и многих других стран. Помимо участия в конференции для участников программы были организованы информационные сессии в офисе IIE в Вашингтоне и визит в Американский университет (American University).

Кроме того, для нас были организованы визиты в Колумбийский университет (Columbia University), Нью-Йоркский университет (New York University), а также Бороу Манхеттен колледж (Borough of Manhattan Community College).

В программу курса также входила Networking week (прим. неделя нетворкинга), которая была ориентирована на установление возможного сотрудничества и обмен опытом по интересующим вопросам. В течение этой недели я путешествовал по трем выбранным мной вузам США. В Бостонском университете (Boston University) я фокусировался на вопросах набора и внеучебной деятельности иностранных студентов; в Бостонском колледже (Boston College) мы с коллегами делились знаниями в области интернационализации вузов. В Олин-колледже (Olin College of Engineering) мы обсуждали вопросы практической направленности обучения на бакалавриате, а также стипендиальной поддержки студентов.

Полностью погрузиться в работу международных отделов мне удалось в Пима комьюнити колледж (Pima Community College), Университете Аризоны (University of Arizona), Университете штата Аризона (Arizona State University), а также Университете Северной Аризоны (Northern Arizona University). Эти университеты активно сотрудничают с Россией, как в науке, так и в образовании, поэтому у нас есть все шансы наладить плодотворное сотрудничество. Президент Университета штата Аризона Майкл Кроу также является членом совета программы 5-100, а сам университет занимает лидирующие позиции в США и мире по количеству иностранных студентов. Было чему поучиться.

— Расскажите, пожалуйста, об основных различиях российского и американского образования.

— Несмотря на многие различия, обусловленные историей формирования систем образования двух стран, законодательной базой, а также ментальностью, российское и американское высшее образование испытывают целый ряд общих проблем, вызванных процессами глобализации и необходимостью успешно функционировать в них. Мы не можем перенять опыт наших американских коллег полностью и безоговорочно, но понимание лучших практик может способствовать созданию основы качественных изменений. Можно долго и в подробностях описывать различия систем высшего образования России и США, что американские университеты зачастую лишены тех проблем и вопросов, которыми задаются в своей деятельности российские вузы. Однако верно и обратное. И именно это позволяет нам смело заявлять о том, что российские и американские университеты в равной степени обладают потенциалом развития. Основными конкурентными преимуществами российского образования, в особенности для иностранных студентов, я бы, в первую очередь, назвал стоимость обучения. Любой американский университет или колледж, даже с самой низкой стоимостью обучения по США, проигрывает в этом показателе российским образовательным учреждениям высшего образования. Кроме того, в нашей стране государство обеспечивает колоссальную поддержку высшего образования, как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения продвижения образования и науки, как части российской культуры за рубежом. Нельзя также не отметить сильную теоретическую базу российского высшего образования.

Опираясь на полученные знания и опыт, я бы отметил, что принципиально важным в деятельности образовательных учреждений является поддержка и помощь государственных служб и структур, в особенности в контексте, когда интернационализация образования является одним из первых приоритетов государственной политики. Полагать, что американские университеты и колледжи обладают полным карт-бланшем в своих действиях, было бы в корне неверно, поскольку они в равной, если не в большей, степени существуют в жестких условиях и требованиях, созданных, в частности, в законодательной сфере. Однако используемые принципы и подходы в управлении процессами, протекающими в университетах и колледжах, позволяет им успешно и эффективно функционировать как на локальном, так и на глобальном уровне.

США сегодня являются лидерами в сфере международного образования, в особенности по количеству иностранных студентов, обучающихся в американских университетах и колледжах. Более 25% всех иностранных студентов мира обучается здесь, а количество только студентов из КНР (свыше 330 000 человек) превышает количество всех иностранных студентов, обучающихся в России. Однако российская высшая школа тоже не стоит на месте и прогрессивно развивается, поэтому у нас есть все шансы вернуть себе почетное звание лидера в международном образовании.

— Что Вам дало участие в программе?

— Программа RIEA уникальна как среди программ Fulbright, так и в целом среди программ профессиональных стажировок для сотрудников международных отделов. Это дорога с двусторонним движением - участники не только перенимают, но и делятся профессиональным опытом; не просто погружаются в американскую культуру, но и привносят культуру своей страны. Помимо профессионального опыта, данная программа позволяет абстрагироваться от тех вопросов и проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, испытать определенную степень ностальгии по Родине и рассказать о ней только самое лучшее, то, что мы в ней больше всего ценим. Все мы люди, и говорить о том, что кто-то лучше, а кто-то хуже совершенно нелепо и глупо. У всех нас есть свои достоинства и недостатки, просто на расстоянии чаще видны достоинства, а при рассмотрении вблизи проявляются недостатки. И несмотря на складывающуюся обстановку в мире и все чаще возникающие недопонимания между странами, ни в коем случае нельзя умалять роль гуманитарного сотрудничества. Нет более эффективного средства достижения взаимного понимания, чем двусторонний диалог, обмен опытом и решение совместных вопросов. А в отношениях «человек-человек» всегда есть место и диалогу, и взаимоуважению, и взаимопониманию.

 

Наталья Шанькова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.