«Сделать окружающий мир надежным»: интервью с профессором Сергеем Сапожниковым

 

Каждый год 30 октября свой профессиональный праздник отмечают работники инженерно-технических специальностей различных отраслей промышленности — это День инженера-механика. Инженером-механиком называют специалиста с высшим техническим образованием в области проектирования, конструирования и эксплуатации технологического оборудования. Но, в действительности, к специалистам данной профессии предъявляются более высокие и разносторонние требования. Профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Техническая механика» Аэрокосмического факультета ЮУрГУ Сергей Сапожников рассказал о важности профессии и обучении студентов на кафедре.

– В чем специфика работы инженера-механика? Насколько важна эта профессия?

– Мы живем в мире вещей, они вокруг нас: всё, что мы носим, где живем, на чем ездим, летаем, плаваем, что держим в руках, на чем сидим и с чем работаем и так далее. И все мы хотим, чтобы эти вещи были надежными и долговечными, недорогими и удобными. Инженеры-механики их придумывают и делают. А когда вещи выходят из строя – ремонтируют или разрабатывают новые. Важность нашей профессии состоит в том, чтобы сделать окружающий нас мир прочным и надежным!

– Как с годами изменилась профессия? Если инновации в этой области?

– Раньше, когда инженеру-механику приходила в голову идея новой машины, он делал эскизы, предварительные расчеты, затем чертежи и отдавал их инженеру-технологу, чтобы сделать детали, а потом собирал машину, запускал её, отлаживал, чтобы она работала так, как надо. Зачастую инженер менял конструкцию и вновь повторял весь цикл от чертежа до экспериментального образца-прототипа. На это затрачивалось много времени и средств. Сегодняшний день требует от инженера ускорения этого процесса и предлагает широко использовать цифровые трехмерные модели конструкций и численные (компьютерные) методы анализа их механических свойств. Разумеется, без экспериментальной проверки новую машину в серийное производство не отправят, но количество дорогостоящих прототипов и время выпуска новинки сокращается в несколько раз. Стоит ли говорить, насколько это важно для современной рыночной экономики.

– Что необходимо уметь, чтобы быть профессионалом? Обучаются ли этому студенты у нас в университете?

– Вопрос объемный, но я постараюсь ответить коротко: школьные математика и физика; вузовская классика: математика, теоретическая механика, сопромат, детали машин, технологии материалов; и вузовская современность: трехмерная графика, численные методы в механике, аэро- и гидродинамике, электромагнетизме, методы оптимального проектирования, механика композитных материалов, аддитивные технологии и, непременно, английский язык! Без него никак нельзя сейчас.  Вот это всё, или большую часть, надо знать, чтобы быть профессионалом. Для наших студентов есть все возможности, чтобы овладеть необходимыми знаниями и навыками.

Многие студенты задумываются о создании собственных малых инновационных предприятий. Для этого к профессиональным инженерным знаниям им стоит добавить солидную порцию экономики и менеджмента, здесь им в помощь – программы УМНИК и СТАРТ – и это тоже есть в нашем университете!

– Где они проходят практику и где в дальнейшем работают?

– Практики у студентов разные по направленности и закрепляемым компетенциям: учебно-исследовательская, производственно-технологическая, преддипломная… Зачастую студенты на старших курсах уже находят место для будущей работы в должности инженера-механика: они стараются полученные знания применить в реальном техническом бизнесе, зарабатывают дополнительные деньги к своей стипендии. Другая часть ориентируется на работу в науке, включается в выполнение серьезных проектов по заказам предприятий, грантов, федеральных целевых программ, участвует в написании научных статей – готовится к поступлению в магистратуру и аспирантуру, чтобы стать кандидатами, а позднее и докторами наук. Прекрасный шанс для этого дает университетский Центр компьютерного инжиниринга, который сравнительно недавно открылся, но уже зарекомендовал себя как место, где раскрываются таланты. В нем сейчас работают преимущественно выпускники направления «Прикладная механика» Аэрокосмического факультета, но есть и выпускники Автотракторного, Механико-технологического и Энергетического факультетов Политехнического института ЮУрГУ. Ведь крупные технические проекты – это всегда комплексная, многодисциплинарная работа.

Могу заметить, что на большинстве инженерных специальностей в ЮУрГУ в период распределения имеется конкурс: на одного выпускника претендуют до трех-четырех работодателей. Сегодня престиж инженерных профессий очень высок, и это не может не радовать!

 

Екатерина Кузнецова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.