Вундеркинд или новатор? Ученые ЮУрГУ разработали концепцию развития одаренности детей

Изучение креативности имеет длительную историю. К креативному типу людей относят тех, кто имеет потенциальные возможности предлагать прогрессивные идеи, осуществлять модернизацию, внедрять инновации. Ученые Южно-Уральского государственного университета на протяжении 16 лет наблюдали за школьниками одного из челябинских лицеев. Многолетнее исследование позволило апробировать концепцию развития одаренности и выявить ресурсы, позволяющие детям сохранять и развивать интеллект и креативность долгие годы.

Исследование длиною в 16 лет

Интеллект и креативность, несомненно, являются необходимыми качествами современного человека и имеют большую ценность в науке, бизнесе, политике и искусстве – во всех динамично развивающихся сферах жизни, где высока конкуренция. Именно креативный класс определяет развитие любого общества, страны. Профессором ЮУрГУ Верой Грязевой-Добшинской была разработана социально-психологическая концепция развития одаренности детей: «Одаренные дети: экология творчества».  Под её руководством ученые лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ проводят исследование взаимосвязи интеллекта, креативности и адаптационных ресурсов у детей. Среди них научный сотрудник лаборатории Юлия Дмитриева.

«Несколько лет назад группой ученых под руководством доктора психологических наук, профессора Веры Геннадьевны Грязевой-Добшинской и кандидата психологических наук Веры Александровны Глуховой было завершено одно из исследований – части большого лонгитюдного исследования, в котором приняли участие около 500 детей, обучающихся в одном из лицеев города Челябинска. В данном исследовании была поставлена задача – определить характеристики креативности и одновременно выявить ресурсы адаптивности, чтобы определить для детей стратегии развития в будущем», – объясняет Юлия Дмитриева.

Креативность – это тот потенциал человека, который может изменяться и, несомненно, зависит от условий прохождения социальной адаптации детей внутри класса, школы. При определенных благоприятных условиях креативность может развиваться и возрастать, при неблагоприятных – оставаться неизменной или даже снижаться. Поэтому ученые ЮУрГУ провели исследование, направленное на выявление взаимосвязей креативности, интеллекта и личностных адаптационных ресурсов у детей.

Исследование креативности школьников

Период обучения детей в школе является очень важным для социальной адаптации. Зачастую в школе от ребенка требуют соответствовать определенным стандартам. Это, к сожалению, во многих случаях вызывает конфликт между креативным потенциалом ребенка, его творческой инициативой и необходимостью выполнения норм.

«Наше исследование предполагает определение характеристик креативности и выявление вариантов сочетания с личностными адаптационными ресурсами у детей,  начиная с дошкольного возраста. Исследование направлено на выявление взаимосвязей этих феноменов (креативности и адаптационных ресурсов) при разном уровне оригинальности и разработанности идей как специфических характеристик креативности у детей», - продолжает Юлия Александровна.

Все дети, участвующие в исследовании, были разделены на 4 группы в соответствие с уровнем оригинальности и разработанности идей.

«Для получения достоверных результатов использовался комплекс надежных психодиагностических методик. Для психологической диагностики креативности и ее основных характеристик использовался тест Е. Торренса. Этот тест содержит 4 независимые шкалы: «беглость», «гибкость», «оригинальность» и «разработанность». Для психологической диагностики уровня интеллекта использовалась детская форма интеллектуального теста Векслера WISC (уровень интеллекта IQ).  Для психологической диагностики творческих и адаптационных ресурсов личности, таких как интеллектуальный контроль, реалистичность и комплексность восприятия, тип переживания использовался тест Г. Роршаха», – рассказывает Юлия Дмитриева.

Диагностика для успешного обучения

По результатам проведенного исследования была построена математическая модель креативных и личностных адаптационных ресурсов у детей. Было выявлено, что у детей, которые имеют высокий уровень оригинальности и разработанности, личностные адаптационные ресурсы, интеллект и креативность интегрированы в единые взаимосвязанные комплексы. У таких детей креативность является выражением личности, учитывает реальность окружающей среды и связана с использованием их интеллектуальных ресурсов. У детей с низким уровнем оригинальности и разработанности личностные адаптационные ресурсы, интеллект и креативность не взаимосвязаны.

«Полученную во время работы математическую модель можно использовать для прогноза развития креативности и личностных адаптационных ресурсов детей младшего школьного возраста и развертывания дифференцированного подхода в обучении таких детей. Это позволит им успешнее обучаться в школе, сохраняя и развивая свой интеллект и креативность», – утверждает Юлия Александровна.

Результаты, полученные учеными ЮУрГУ, уже используются в работе челябинских психологов при работе с одаренными детьми. Итог многолетнего исследования готовится к публикации в высокорейтинговом научном журнале «Psychology in Russia: State of the Art», входящем в наукометрические базы цитирования Scopus и Web of Science. Также результаты были представлены на Всероссийском научно-педагогическом форуме «Современный ребенок: какой он?», одна из секций которого – «Развитие одаренности современного ребенка», – была организована на базе Южно-Уральского государственного университета.

Ольга Романовская Фото: Виктория Матвейчук, Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.