Научная школа археологов ЮУрГУ: международные проекты и прорывные исследования

История Южно-Уральского государственного университета насчитывает 75 лет. За три четверти века здесь сформировались сильные естественно-научные, технические и гуманитарные научные школы. Одной их них является научная школа «Древняя история и археология лесостепной и степной Евразии» Института социально-гуманитарных наук.

Объединение ведущих археологов

Археологическая школа ЮУрГУ начала свое формирование в 2006 году, когда при университете была открыта кафедра древней истории и этнологии Евразии. Она была образована в результате объединения ведущих археологов Южного Урала. В их число входит 4 доктора исторических наук и два кандидата исторических наук по специальности «археология». Все они являются сотрудниками Научно-образовательного центра Евразийских исследований ЮУрГУ, которое возглавляет профессор Александр Таиров.

На фото: Александр Таиров, Андрей Епимахов

Изучением каменного века занимается действительный член Академии гуманитарных наук, директор Южно-Уральского филиала Института истории и археологии УрО РАН, ведущий научный сотрудник НОЦЕИ, д.и.н. Вадим Мосин. Ведущий научный сотрудник Южно-Уральского филиала Института истории и археологии УрО РАН и главный научный сотрудник НОЦЕИ, д.и.н. Андрей Епимахов много лет посвятил исследованию памятников бронзового века. Эта же эпоха изучается научным сотрудником НОЦЕИ, к.и.н. Натальей Берсеневой, которая в настоящее время готовится к защите докторской диссертации.

Директор НОЦ Евразийских исследований, д.и.н. Александр Таиров занимается исследованием раннего железного века лесостепной и степной Евразии, эпоху средневековья изучает ведущий научный сотрудник НОЦЕИ, д.и.н., ведущий научный сотрудник Южно-Уральского филиала Института истории и археологии УрО РАН Сергей Боталов. Старший научный сотрудник НОЦЕИ, к.и.н., член Общественного совета при Управлении делами губернатора и правительства Челябинской области, Общественного совета при Управлении по делам архивов региона и Научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры области Гаяз Самигулов и научный сотрудник НОЦ Евразийских исследований, к.и.н. Вячеслав Свистунов сконцентрировали свои усилия на изучении истории Южного Урала XVII–XIX веков.

На фото: Сергей Боталов

Помимо подготовки студентов бакалавриата и магистратуры на кафедре отечественной и зарубежной истории, в ЮУрГУ открыта аспирантура по археологии. Многие выпускники вуза учатся или уже закончили аспирантуру в Екатеринбурге, Москве и других городах России. В их числе научный сотрудник НОЦ Евразийских исследований Игорь Чечушков, который после защиты кандидатской диссертации в Институте археологии РАН (г. Москва) получил степень PhD в Университете Питтсбурга (США).

Масштабные исследования археологов ЮУрГУ

Исследования ученых, ставших основателями научной школы археологов «Древняя история и археология лесостепной и степной Евразии», охватывают процессы развития человеческого общества Центральной Евразии от древности до Новейшего времени. К ней активно привлекаются студенты кафедры отечественной и зарубежной истории. Важной особенностью научной деятельности историков ЮУрГУ является междисциплинарность, которая позволяет осуществлять серьезные международные проекты. Развиваются такие направления, как геоархеология, палеоклиматология, экспериментальная археология. Проводятся работы, связанные с палеогенетикой, например, исследования антропологических материалов эпохи бронзы и раннего железного века. При изучении археологических памятников используются разнообразные геофизические методы – магнитометрическая съемка, сейсмометрия и другие.

Проекты археологов ЮУрГУ охватывают не только территорию Южного Урала, но также ближнее и дальнее зарубежье. Они проводятся в коллаборации с учеными из России и других стран. В числе партнеров НОЦ Евразийских исследований – Гарвардская медицинская школа, Университет Гетеборга, Университет Майнца, Институт криосферы Земли СО РАН, Институт экологии растений и животных УрО РАН, Университет имени Гете, Институт археологии РАН, Институт минералогии УрО РАН и другие.

Большое количество исследований проводится директором НОЦЕИ Александром Таировым совместно с коллегами из Казахстана.

«Мы сотрудничаем с Казахстаном давно и достаточно результативно. И не только потому, что Казахстан близок нам географически – в древности наши территории входили в единое историко-культурное пространство, в котором проходили сложные и взаимосвязанные этнополитические процессы. Наших казахстанских коллег привлекает то, что мы работаем в области междисциплинарных исследований. И первый совместный проект связан с изучением древнего золота Казахстана. Он проводился учеными ЮУрГУ совместно с Институтом минералогии Уральского отделения Российской академии наук и Институтом археологии им. А.Х. Маргулана в Казахстане. Нам удалось проанализировать изделия из благородного металла практически со всех регионов Казахстана. Мы поработали даже в Открытом фонде «Археологическое золото Казахстана» Центрального Государственного музея Республики Казахстан и провели анализ металла ряда хранящихся там предметов. Материалы этих исследований вошли в обобщающую монографию, посвящённую благородным металлам в рудах и древних золотых изделиях Центральной Евразии», – рассказал Александр Дмитриевич.

Еще один проект связан с изучением тасмолинской историко-культурной общности, существовавшей на территории Южного Зауралья, Северного и Центрального Казахстана в первой половине I тысячелетия до нашей эры. Результатом исследования стала монография, освещающая историю и культуру кочевого населения обширного Урало-Иртышского степного междуречья. В настоящее время Александр Таиров работает над международным проектом по исследованию древних и средневековых торговых коммуникаций, проходящих через западную часть современного Казахстана и связывающих Урал и Западную Сибирь с земледельческими центрами Средней Азии. В следующем году научная коллаборация планирует приступить к полевым работам на этой территории.

Крупные проекты основателей археологической научной школы ЮУрГУ реализуются совместно с учеными Венгрии, отметил Сергей Боталов: «Наиболее длительный проект получил статус международного гранта России и Венгрии. Мы изучаем узловые моменты истории, связанные с возникновением венгерской народности, исходом древних венгров со своей прародины. В рамках проекта в течение 8 лет работает совместная российско-венгерская экспедиция на памятнике международного значения – могильнике Уелги. Здесь сошлась история возникновения народов Урала, Поволжья, Западной Сибири, и, как выяснилось, венгров. Южный Урал входил в большую область, получившую название «Великая Правенгрия». На могильнике Уелги мы фиксируем момент исхода венгров на запад и момент, когда здесь, на этой территории, остаются народы, родственные венграм – прежде всего башкиры, сибирские татары и зауральские угры».

Ученые ЮУрГУ участвуют в международных исследованиях с коллегами из Германии, США и других стран. Наиболее масштабные проекты связаны с изучением поселений и могильников эпохи бронзы Южного Зауралья, благодаря чему были получены принципиально новые данные о хозяйственной деятельности, образе жизни и социальных отношениях древнего населения, его связях и миграциях.

«Наиболее интересные исследования, которые проводились совместно с зарубежными коллегами, связаны с палеогенетикой. Благодаря им мы может получить ответы на вопросы, касающиеся проблем евразийского масштаба. На данный момент мы установили, что есть определенное сходство между населением, проживавшим на территории центральной Европы и Урала. Также обнаружили, что люди в древности имели некоторые генетические заболевания, о чем мы не знали ранее», – подчеркнул Андрей Епимахов.

Ученый ЮУрГУ внес значительный вклад в изучение истории вируса гепатита В, присовокупив материалы археологических находок из могильника Каменный Амбар к общим исследованиям. Результатом масштабной работы стала статья «Древние вирусы гепатита B от Бронзового века до Средневековья», опубликованная в мае 2018 года в журнале «Nature».

В настоящее время археологи ЮУрГУ работают над проектом: «Пограничье культурных миров: Южный Урал от древности до нового времени». На примере этого региона ученые намерены показать, как взаимодействуют между собой носители разных культурных традиций в различные исторические периоды. Им предстоит узнать, каким образом один этнос перенимает традиции другого, почему принимаются одни культурные традиции и отвергаются другие и как географический фактор влияет на процессы культурных взаимодействий.

Лаборатория археометаллургии для изучения древности

Основатели научной школы «Древняя история и археология лесостепной и степной Евразии» и их ученики при изучении древности уделяют немалое значение экспериментальной археологии. В частности, при их участии была создана реконструкция «Курган Темир» в заповеднике Аркаим – точная копия родовой усыпальницы ранних кочевников, воссозданная в 1991 году по материалам раскопок кургана, исследованного в Чесменском районе Челябинской области. Коллектив археологов, работавших над внешним и внутренним убранством погребальной конструкции, возглавлял нынешний директор НОЦ Евразийских исследований Александр Таиров.

В этом году Южно-Уральский государственный университет получил возможность применять методы экспериментальной археологии в научной деятельности. Основатель центра исторических проектов «Археос», научный сотрудник НОЦЕИ Иван Семьян получил федеральный грант на создание экспериментальной лаборатории археометаллургии на базе ЮУрГУ. Проект является одним из девяти победителей конкурса исторических проектов фестиваля «Времена и эпохи». В лаборатории студенты смогут вживую воспроизвести древние технологии получения и обработки металла и керамики, изготовить качественные реплики артефактов. Грантовые средства планируется потратить на сооружение инновационного учебно-производственного комплекса объектов, закупку необходимого сырья, инструмента, а также высокотехнологичного оборудования, включая 3D-сканер.

Азалия Шарафутдинова, фото: Олег Игошин