В ЮУрГУ подводят итоги первого года проектного обучения

С сентября 2018 года в Южно-Уральском государственном университете реализуется программа проектного обучения в магистратуре. Менеджеры программы – директор Института социально-гуманитарных наук, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева и декан энергетического факультета, кандидат технических наук, доцент Александр Шишков – рассказали об итогах первого года проектной деятельности в ЮУрГУ.

– Какой, на ваш взгляд, главный итог первого года проектного обучения в ЮУрГУ?

Е.П.: На мой взгляд, главный итог – это то, что в ЮУрГУ была создана «умная» система, в основу которой была положена стратегия развития университета, а также принципы командной работы. Именно поэтому почти все без исключения проекты созданы с опорой на цифровые технологии, 90% проектов являются междисциплинарными. Каждый из проектов, ориентированных на гуманитарную, естественно-научную, техническую области знания, создается либо с учетом интенсивного применения цифровых технологий, либо целиком рассчитан на создание комплексной цифровой модели как сегмента цифровой экономики в качестве конечного продукта, представленного заказчику. Задачи, которые решают проектные команды, основаны на достижениях мировой науки и научных школ ЮУрГУ. Ряд проектов реализуется в партнерстве с крупнейшими зарубежными ассоциациями, университетами. Проекты позволяют решить многие задачи, которые стоят перед экономикой, социальной сферой, культурным пространством Большого Урала. Все 32 проекта, которые мы запустили в прошлом году, реализуются успешно. Два краткосрочных проекта успешно завершены в 2019 году, все остальные будут продолжены в следующем учебном году.

– В чем уникальность проектного обучения в ЮУрГУ?

Е.П.: Основное преимущество проектного обучения в ЮУрГУ в том, что оно изначально было задумано и реализовано как система. Системность предполагает слаженную работу команды проекта, разделение идеологии выбранной модели всеми руководителями проектов, четкую динамическую модель, опирающуюся на лучший опыт и на методологию. Подготовка проекта велась более года в рамках «Школы управления МАИ», в процессе мониторинга опыта зарубежных и отечественных учебных заведений. Наш университет обладает уникальными возможностями в этом плане: мы обладаем ресурсом, позволяющим обеспечивать процесс управления проектами с учетом современных мировых практик. Мы не просто активно вовлекаем студентов в проектную деятельность, а учим руководителей проектов грамотно управлять командой на пути к достижению искомого результата. Высшая школа экономики и управления ЮУрГУ провела курсы управления проектами для руководителей проектных команд. Кроме того, такие курсы были введены для студентов, где этот предмет не входит в учебный план в качестве факультативной дисциплины. Такая организация проектной деятельности – часть общего системного решения программы проектного образования.

– Расскажите о партнерах проектов, реализуемых в нашем университете?

А.Ш.: Наличие внешнего заказчика – обязательное условие реализации образовательных проектов. Наши заказчики – это не только индустриальные партнеры, но и министерства и ведомства, различные общественные организации. На следующий учебный год уже поступают заявки от частных лиц и руководителей бизнеса. Количество заказчиков, которые сами инициируют проекты, выросло. Например, в этом году один из проектов, который будет реализовывать в Политехническом институте, - это проект, созданный по инициативе ЧТПЗ. Активное освещение проектной деятельности позволяет привлекать внешних партнеров: мы активно обновляем материал на странице сайта ЮУрГУ, посвященной проектному обучению.  А во втором семестре запущен еще один ресурс, который также обладает информационной значимостью – цифровое облако проектов. Облако – это цифровая модель системы проектного образования в ЮУрГУ, отражающая процесс проектного обучения в реальном времени. В ней себя обозначают и заказчик, и исполнители проекта; фиксируются завершенные, текущие и перспективные проекты. Также на облаке расположена «доска объявлений», то есть заявки на вакансии.

– Какие проекты можно выделить?

А.Ш.: Все без исключения проекты, реализуемые студентами, уникальны. Например, студенты Политехнического института участвуют в конструировании электроболида с уникальным электродвигателем. Гоночный автомобиль будет представлен на Формуле «Student» – инженерных соревнованиях среди учащихся университетов со всего мира, студенты Архитектурно-строительного института работают над созданием программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Целый ряд проектов ориентирован на решение проблем финансово-экономической, социокультурной сферы, информационной среды, туристической отрасли и т.д. Несколько команд со своими проектами приняли участие в региональных и российских конкурсах и стали победителями. Значим каждый из реализуемых проектов. Все они прошли предварительный конкурсный отбор, а в ходе реализации демонстрируют свою состоятельность и перспективность. Поэтому большая часть проектов разрастается и будет реализовываться в качестве продолжающихся новых проектов, стартующих в 2019 году.

– Как в будущем пригодятся знания и навыки, полученные в ходе выполнения проектов?

Е.П.: Очень важно, что те продукты, которые будут получены в ходе работы над образовательными проектами, можно будет тиражировать. С одной стороны, участники проектной команды могут реализовывать подобные проекты самостоятельно за пределами университета (например, цифровую модель предприятия или объекта). С другой стороны, мы можем запускать у себя в университете типовые проекты, которые строятся по принципу паззлов: цифровая история какого-либо региона, музей-квартира, информационный портал, умный дом, умный транспорт – все это, безусловно, реалии завтрашнего дня в экономике и социальной жизни. И наши выпускники готовы решать эти задачи, достигать эффективного результата, работая над конкретным реальным продуктом в команде профессионалов-единомышленников.

Результаты первого года реализации программы проектного образования будут обсуждаться 28 мая в Южно-Уральском государственном университете на площадке учебного корпуса «Сигма», где состоится отчетная конференция. Приглашаем всех заинтересованных познакомиться с опытом деятельности лучших проектных команд.

Ольга Романовская; фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.