Археологическая практика студентов ЮУрГУ – первый шаг в современную археологию

Сотрудники научно-образовательного центра евразийских исследований Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ ежегодно отправляются вместе со студентами на археологические раскопки. В последнее время они изучают Брединский район Челябинской области. На его территории – несколько сотен уникальных исторических объектов: от стоянок каменного века до этнографических памятников. Мы побеседовали с ведущим научным сотрудником Института истории и археологии УрО РАН, доктором исторических наук, главным научным сотрудником научно-образовательного центра евразийских исследований ЮУрГУ Андреем Епимаховым. Он рассказал о том, как прошла летняя практика в этом году:

«Археология есть повсюду, люди жили везде и оставляли следы своего пребывания. Наших историков мы учим узнавать эти следы и в случае необходимости о них сообщать. На практике мы решаем научные задачи с привлечением студентов, а они в процессе исследований учатся. Полевая часть – это 1/10 в нашей работы, можно сказать, начальная точка, от которой мы двигаемся дальше. Но надо понимать, что ни одна самая важная и красивая находка не решает проблем – решает анализ. Но материал для анализа можно получить только в ходе раскопок. На самом деле мы движемся по спирали – новые находки не только дают ответы, но и порождают новые вопросы»

Работы в Брединском районе были начаты в прошлом году, в этом году они были продолжены на раскопках могильника бронзового века. В процессе изучения руководители и студенты столкнулись с рядом сложностей: из-за антропогенных изменений почва кургана оказался очень твердой, не облегчали работу и непростые климатические условия, погода стояла жаркая и ветреная. Кроме того, свою лепту внесли роющие животные. На кургане были обнаружены следы большой колонии сурков, им свойственно жить по несколько тысяч лет на одном и том же месте, и это место оказалось для них привлекательным, поскольку почва курганов мягче, чем вся остальная земля. За это время эти милые животные проложили тысячи ходов, которые обвалились, и центральное погребение было уничтожено. От него остались только отдельные находки и кости. Тем не менее, курган оказался многомогильным, на периферии удалось исследовать несколько погребений и жертвоприношений животных.

«Наша задача – сформировать специалистов, для которых прошлое будет не просто интересно, а эмоционально окрашено личным прикосновением. Тогда найденная вещь перестаёт быть обычной, а становится частичкой мозаики жизни древнего человека. Главное, что ребята прикоснулись к настоящей археологии. Естественно, в течение всей работы у них возникало огромное количество вопросов, а моя задача была давать ответы, и показывать, как абсолютно ординарные находки позволяют получить принципиально новую информацию о прошлом человечества. Я надеюсь, что по результатам раскопок словосочетание «бронзовый век» перестало быть для них просто звуком, появился образ этой непростой эпохи, неохотно расстающейся со своими тайнами», – отметил ученый.

Археологическая практика не бывает простой, студенты на 4 недели переносятся в совершенно новую для них среду, наполненную физической работой, походными условиями и новыми открытиями. Время, проведенное в «поле», очень часто оставляет незабываемые впечатления у студентов, и они стараются присоединятся к команде и на следующий год. Так же в рядах практикантов можно встретить и выпускников университета, которые нашли себя в археологических раскопках еще в студенчестве.

Находки, которые были сделаны в этом году, в основном относятся к ведению хозяйства – это посуда, которой сопровождали погребенных, изделия из камня, кости, астрагалы (игральные кости). Примерная дата находок археологической экспедиции – 3700-3800 лет назад. Для археологии буквально все может быть источником информации: например, земля, которая лежит в сосудах, расскажет о том, что было внутри, обнаруженные кости позволяют узнать о здоровье населения, его генетическом составе, практике жертвоприношений.

Как уже было сказано, раскопки являются лишь начальной частью исследований, сейчас у команды впереди большая аналитическая работа, поскольку полученный материал — это сырье, из которого потом будут получены новые данные, из которых потом складываются по кирпичикам представления о древности.

«Современная археология — это огромный комплекс методов. На моей памяти произошли радикальные изменения. Сейчас передний край науки в археологии связан с применением методов палео-ДНК и изотопного анализа», – объясняет Андрей Владимирович.

Сотрудники центра работают совместно с различными «узкими» специалистами для определения происхождения находок, такими как биологи, антропологи и генетики.

«Относительно генетических анализов – мы вовлечены в крупные международные проекты, сотрудничаем с Гарвардской медицинской школой, университетами Скандинавии. Самые большие прорывы последних лет сделаны именно в этом направлении. На наше счастье, из-за умеренных климатических условий нашего региона, найденные нами генетические материалы хорошо сохраняют свою структуру. Поэтому с нами с удовольствием работают ученые, которым удается успешно выделять геном из костей древних людей».

Современная археология ушла от старого образа археолога-собирателя. Сегодня археология пытается восстановить полный спектр жизни древнего человека, увидеть, как выглядели люди, узнать, что они ели, каким было их здоровье. В этом смысле наука движется в сторону того, что называется этнографией или социальной антропологией для древности.

Задача практики – дать понимание, что сегодняшняя археология сложна, и никакие теоретические занятия и походы в музей не дают этого представления, работает только вовлечение в этот процесс.

Все находки сдаются в музеи, официально утверждённые Министерством культуры РФ, на государственное хранение в течение трех лет. Музей ЮУрГУ входит в их число. После передачи находок в музей, начинается сложная подготовительная работа, превращения предметов в экспозиционные материалы. В музее выставлена лишь малая часть находок, так как большинство из них интересно специалистам, но не несет информации для зрителя.

Елена Потороко, фото – личный архив Марины Епимаховой