В лабораториях активных методов обучения Б. Н. Христенко будут готовить экономистов нового поколения

В Южно-Уральском государственном университете ко Дню знаний состоялось открытие новых лабораторий – «Финансовые технологии в бизнесе» и Учебного банка. Новые учебные площадки Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ, оборудованные современной техникой, направлены на освоение экономических компетенций в интерактивном режиме.

Продолжение традиций ЮУрГУ с использованием современных технологий

Лаборатории вошли в лабораторный комплекс активных методов обучения имени Б. Н. Христенко. Борис Николаевич Христенко, выпускник инженерно-строительного института ЧПИ (Челябинского политехнического института, ныне ЮУрГУ), впоследствии работал в родном вузе и стал первопроходцем в использовании активных методов обучения в СССР, внедряя их в образовательный процесс вуза. В 1979 году он возглавил первую в СССР лабораторию деловых игр.

«Образовательная система постоянно меняется, но активные методы обучения, когда студент не просто слушает лекции и участвует в семинарах, но и действует самостоятельно, принимает решения, моделирует ситуацию, являются очень важными для повышения качества образования. В этом году Борису Николаевичу Христенко исполнилось бы 100 лет, и то дело, которое он начал еще в Челябинском политехническом институте, мы считаем важным продолжать и развивать. Здесь студенты смогут работать с большим количеством баз данных, программ, которые используются в финансовой сфере и в бизнесе. Благодаря обучению в этих лабораториях студент будет лучше подготовлен к работе в реальных условиях и более конкурентоспособен», – отметил ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.

В церемонии открытия лабораторий принял участие сын Бориса Христенко, также закончивший ЧПИ, президент Делового совета Евразийского экономического союза, председатель Наблюдательного совета университета Виктор Христенко.

«ЮУрГУ находится в постоянном поиске наилучших ответов на вызовы, существующие на рынке труда. Университет сумел выстроить систему, готовую к постоянному усовершенствованию, – подчеркнул Виктор Борисович. – Говоря о лабораториях, нужно подчеркнуть, что студент, заканчивая вуз, должен обладать конкретными навыками. Чтобы получить их, нужна качественная подготовка на реальных моделях, связанных с действующими коммерческими, финансовыми и другими структурами, организация деятельности которых лучше всего понимается в активных формах обучения».

Подготовка финансистов и экономистов в условиях реального производства

Главная задача интерактивных образовательных площадок – сократить разрыв между теоретическими знаниями и их применением на практике в обучении специалистов финансовой сферы.

«В лаборатории «Финансовые технологии в бизнесе» студенты смогут на реальных статистических базах составлять финансовые отчеты и прогнозировать развитие своего конкретного предприятия. Учебный банк – это отделение банка, где студенты будут изучать работу сотрудников во всех отделах банка, работать на реальных программных продуктах, которые используют в своей деятельности ведущие банки области», – рассказала директор ВШЭУ ЮУрГУ Ирина Савельева.

Лаборатория «Финансовые технологии в бизнесе» была организована как информационно-технологическая платформа для подготовки специалистов в условиях глобальной цифровизации. Она представляет собой площадку формата open space с рабочими местами, которыми могут пользоваться студенты всех уровней обучения – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также преподаватели. Лаборатория оснащена современными справочно-информационными системами: программа СПАРК – база статистических данных и аналитической отчетности предприятий РФ; программа Cbonds – база данных эмитентов облигационных данных, котировок и сделок на рынке облигаций.

Учебный банк был создан как имитационная модель реального банка, где студенты смогут изучить деятельность специалистов финансово-кредитного учреждения. В его структуру входят: отделы кредитования, операционно-кассовый отдел, депозитный отдел, отдел валютных операций, отдел операций с ценными бумагами и касса. В лаборатории установлены приборы для определения подлинности денежных знаков, весоизмерительные приборы и разновесы, монетно-счетные машины, банкомат, инкассаторские сумки и другое. Все рабочие места лаборатории оснащены учебной версией специализированного программного продукта АВС от разработчика ПрограмБанк, клиентами которого являются около 70 банков России. В программе заложена автоматизация всех банковских операций, происходящих в течение одного рабочего дня и включает в себя базу данных о клиентах – юридических и физических лицах, информацию о расчетных счетах, кредитах и депозитах.

Важно то, что аналитические базы лабораторий могут использоваться не только студентами и преподавателями ВШЭУ, но и другими образовательными подразделениями ЮУрГУ. Так, например, будущие юристы могут осваивать правовые аспекты кредитных, депозитных и других операций. Здесь могут проводиться мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения в рамках заключенного в марте 2019 года соглашения о сотрудничестве между ЮУрГУ и Банком России. На базе новой лаборатории возможна организация подготовки волонтеров и преподавателей в области финансовой грамотности.

Новые перспективы сотрудничества с ведущими банками региона

Открытие лаборатории «Финансовые технологии в бизнесе» и Учебного банка стало возможным благодаря сотрудничеству с ведущими банками Челябинской области, которые являются давними партнерами университета. Челябинское отделение Сбербанка, банк ВТБ по Челябинской и Курганской области и Челябинский региональный филиал АО «Россельхозбанк» предоставили ЮУрГУ специализированное оборудование для оснащения лабораторий.

По словам руководителей региональных отделений банков, сотрудничество с ЮУрГУ в подготовке специалистов – это вклад в будущее экономической и финансовой сферы. Они много лет взаимодействуют с университетом не только в вопросах совершенствования материально-технической базы вуза для обучения студентов, но и в проведении различных проектов, позволяющих будущим сотрудникам банков перенять опыт от экспертов.

Управляющий Челябинским отделением Сбербанка Денис Чугунов: «Мы сотрудничаем с ЮУрГУ очень давно.  В последние годы вместе реализуем ряд интересных проектов. Во-первых, это проект «Обучение действием», когда наши молодые руководители берут себе в команду студентов старших курсов ЮУрГУ. Студенты изучают банковские процессы, дают рекомендации по их улучшению и занимаются реальными кейсами в сфере бизнеса и финансовых сервисов для населения. Также недавно вместе с вузом мы открыли специальную группу обучения, которая называется «Проектное управление». Группа уже набрана, это студенты старших курсов. Для этой группы мы направляем наших руководителей разных направлений – это риск-менеджмент, цифровизация, комплаенс и другие, в которых Сбербанк активно развивается, и, наверное, является новатором. Наши специалисты преподают и рассказывают студентам о том, как организованы эти важные для современного банка процессы. Открытие новой лаборатории и Учебного банка мы тоже с удовольствием поддерживаем. Это замечательный проект и один из его плюсов – использование геймификации, которая позволяет выпускать готовых специалистов, а еще существенно повышает финансовую грамотность».

Эдуард Громов, управляющий банка ВТБ по Челябинской и Курганской областям особенно отметил роль Учебного банка для повышения финансовой грамотности населения. Со сложностями в проведении финансовых операций сталкиваются широкие слои населения, включая молодежь, иностранных студентов, пенсионеров, и банки заинтересованы в решении этой проблемы.

«Мы видим востребованность выпускников ЮУрГУ на рынке труда и всегда принимаем участие в том, чтобы их квалификация была высокой. В свое время в 2016 году мы организовали банковскую школу ВТБ, которая включала 40 академических часов. Обучение прошли 38 человек, 20 из них были трудоустроены в банк. Открытие лаборатории – это знаковое событие, потому что именно такого формата обучения не хватало. Теория должна всегда сопровождаться практикой, и то, что в лаборатории представлены основные банковские подразделения, которые помогут как студентам, так и просто гражданам, потому что здесь возможно проведение работы по банковскому обслуживанию и увеличению финансовой грамотности. Мы будем продолжать сотрудничать с университетом и готовы оказывать всяческую поддержку».

Людмила Попова, директор Челябинского регионального филиала АО «Россельхозбанк» рассказала о том, что создание подобных площадок для обучения студентов должно продолжаться, и предложила университету присоединиться к новому проекту банка, который будет запущен в 2020 году.

«Мы с большим удовольствием принимаем студентов на практику и в дальнейшем на работу. У нас много выпускников ЮУрГУ, которые делают успешную карьеру в банке. Мы помогаем вузу по мере возможности оборудованием, чтобы студенты понимали, что такое банковская техника, как она работает, и могли освоить ее еще в университете. Мы обратились к головному офису банка с инициативой организации в Челябинске контакт-центра. Это тоже обучающая площадка для студентов, где они смогут получать навыки работы с клиентами, навыки продаж и грамотного консультирования. Проект организуется следующим летом, и мы приглашаем ЮУрГУ принять в нем участие».

Отметим, сейчас в Высшей школе экономики и управления функционирует 4 интерактивные лаборатории. Кроме лаборатории «Финансовые технологии в бизнесе» и Учебного банка также работают лаборатория бухгалтерского учета, анализа и аудита и центр технологий развития бизнеса (бережливое производство).

Азалия Шарафутдинова, фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.