Палеогенетики подтвердили связь венгров с Южным Уралом

Южный Урал связан с формированием многих народов, однако с каждым годом появляется все больше доказательств проживания на этой территории древних венгров. Исследование костного материала, взятого из южноуральского могильника, и сравнение выявленных гаплотипов с гаплотипами древних венгров, подтвердило теорию. Результаты исследования, проведенного международной командой ученых, опубликованы в высокорейтинговом журнале «Scientific Reports» (Q1).

Предки с востока

Южный Урал может оказаться прародиной венгров. Ученые исследуют этот вопрос, начиная с XIX века, но с каждым годом появляются новые археологические находки, которые «продвигают» древних венгров дальше на восток. В Зауралье главным памятником эпохи древних венгров, подтверждающим теорию об их проживании в Волго-Уральском регионе, стал могильник Уелги в Кунашакском районе Челябинской области.

Могильник Уелги изучают уже больше 10 лет. В погребальном комплексе были обнаружены скелетированные останки древних людей, а также принадлежавшие им при жизни предметы: оружие, украшения и часть конской сбруи. Эти находки имеют много общего с предметами из Карпатской котловины, а значит, можно предположить, что переселение народов из Зауралья на территорию современной Венгрии проходило быстро, в пределах нескольких поколений.

На фото: поясное украшение

Генетическая связь с Зауральем

В состав международной команды ученых, работавших с этой гипотезой, вошли представители Южно-Уральского государственного университета: д.и.н., старший научный сотрудник НОЦ евразийских исследований профессор Сергей Боталов и к.и.н., научный сотрудник НОЦ евразийских исследований Иван Грудочко. Исследователи проанализировали генетическую связь между древними венграми и их предполагаемыми предками, изучив костный материал из могильника Уелги, а также из могильников Пермского края.

«Ученые ЮУрГУ занимались эмпирической базой, то есть подготовкой отчетов для предоставления данных публике и сбором костного материала. Наша выборка оказалась самой большой: были представлены 22 образца. На их основе группа палеогенетиков из Венгрии выявила схожесть гаплотипов с популяцией венгров. На данном этапе мы получили новые качественные данные о том, что история ранних венгров и правенгров связана с восточными регионами», – рассказал Иван Грудочко.

На фото: захоронение женщины в могильнике Уелги

В венгерской лаборатории палеогенетики определили сразу несколько гаплотипов (совокупностей форм одних и тех же генов, на локусах хромосом), которые прослеживаются у венгерских завоевателей и людей, захороненных в могильнике Уелги. Ученые объясняют филогенетические связи наличием общей родословной. Далее предки венгров и уральцев были разделены восточным компонентом, происхождение которого предстоит выяснить. Предварительно, это раннекипчакское население, пришедшее с Алтая.

Таким образом, ученые установили, что переселение из Зауралья в Европу происходило в IX веке, однако связи между населением этих двух территорий сохранялись и позже.

На фото: И. В. Грудочко и С. Г. Боталов

300 лет  в одном могильнике

Могильник Уелги – памятник IX-XI веков, интересный ученым из разных стран. Дело в том, что несколько пластов погребений относят к разным культурам, проживавшим на обширной территории. Часть захоронений осталась нетронутой потомками, благодаря чему ученые находят все новые материалы для последующих исследований.

«Этот памятник с каждым годом подтверждает наши гипотезы в отношении процессов, которые происходили в степной зоне Южного Урала. В нем отпечаталась эпоха 250-300 лет. Уелги помог решить целую серию проблем культурогенеза, возникновения культур на территории большого региона от Иртыша до Волги, от Перми до Центрального Казахстана», – прокомментировал Сергей Боталов.

Работа с захоронениями в могильнике Уелги будет продолжаться. Сейчас открылось новое поле для обсуждения проблемы прародины Венгров. Раньше считалось, что миграционный путь народа состоял из четырех звеньев, теперь его видят более сложным. Поэтому на следующем этапе будет анализироваться материал, собранный из других районов, например, Украины, и на его основе будут выявляться генетические связи.

Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.

ЮУрГУ – участник Проекта «5-100», призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

СМИ о нас: