Доцент кафедры автомобилей и автомобильного сервиса принял участие в тест-драйве Mazda3 в Сербии и узнал, почему сербы любят русских

На дорогах Сербии

Видимо на зря говорят, что под Новый год случаются чудеса. Действительно случаются. И если уж не чудеса, то приятные неожиданности. Чем-то подобным стало для меня приглашение принять участие в ознакомительном тест-драйве новой Mazda3, который российский офис Mazda решил устроить в конце декабря 2013 года в Сербии.

Знакомство с Mazda3 началось без всякой разминки, что называется с «места в карьер». Сразу из белградского аэропорта нас (всего на тест-драйв было приглашено около тридцати человек, большей частью из Москвы) отвезли в школу высшего водительского мастерства NAVAK National Drivers Academy, которая располагает чуть ли не единственным на Балканах треком, отвечающим международным стандартам. Здесь местные инструкторы подготовили несколько упражнений для демонстрации управляемости и работы систем безопасности. Всем участникам предоставили «топовые» хэтчбеки Mazda3 с 2-литровыми моторами и 6-ступенчатыми автоматическими коробками передач.

Трасса была типично гоночной, словно списанной с передачи «Top Gear»: для разогрева – традиционная «змейка» и «лосиный тест», а на десерт – небольшой отрезок трассы управляемости. Причем все действо происходило в условиях сумерек (в отличие от нас Сербия живет по «зимнему» времени и в половине пятого вечера на улице уже темно) и сгущающегося тумана. Поэтому нужно было держать дистанцию от едущих впереди машин.

По завершению дорожной части презентации в павильонах академии NAVAK были организованы импровизированные конференц-залы, в которых топ-менеджеры Mazda Motor Rus подробно рассказали об особенностях конструкции, дизайна и интерьера новой Mazda3. А в построенном тут же шатре была даже развернута небольшая экспозиция основных конкурентов, где вместе с ней красовались последние версии Toyota Corolla,Volkswagen Golf и Ford Focus.

Сразу скажу, что если сравнивать экстерьер новой Mazda3 с ее основными конкурентами, то, на мой взгляд, «маздовский» динамичней и свежей. Но вполне соглашусь с тем, что у кого-то может быть иное мнение. В том? что касается дизайна, как известно? «на вкус и цвет товарища нет». А вот с тем, что интерьер у Mazda3 интересней, думаю, согласятся все. К тому же, он выглядит благородно и дорого, чем не могут похвастаться автомобили подобного класса других производителей.

После тест-драйва на гоночной трассе и небольшого теоретического семинара всем приглашенным раздали ключи от специально привезенных из Москвы новеньких Mazda3, и следующие два дня участники тест-драйва уже самостоятельно колесили по сербским дорогам, руководствуясь указаниями навигаторов машин.

Сначала два слова о самих дорогах. Пришлось поездить и по платным автотрассам, и по дорогам в пригородах Белграда, и по улицам сербской столицы. В целом все дороги оставили очень хорошее впечатление: по-европейски неширокие, но с хорошим мягким покрытием и почти без колдобин. Что-то похожее на российские выбоины наблюдалось только тогда, когда мы заезжали на виноградники. Добавим к этому, что на улице, несмотря на конец декабря, температура воздуха была порядка плюс десяти, поэтому снега или гололеда не было в принципе. Зато на газонах зеленела трава, чуть тронутая желтизной. Впечатление было такое, будто из конца декабря (в день, когда я улетал из Челябинска в Москву, было минус двадцать) попал в середину октября. Подобные климатические условия, конечно же, облегчали управление автомобилем.

 

Движение в Белграде менее интенсивное, чем в Челябинске. Приведу только один пример. Для того, чтобы попасть в отель, нужно пересечь по сквозной магистрали весь Белград. Ширина трассы – примерно как на улице Братьев Кашириных – по четыре полосы в каждом направлении. Между 17:00  и 18:00, то есть в самые часы пик, на дороге не было ни одной «пробки», поэтому скорость все время была на уровне 80 км/час. Не было проблем и с передвижением по улицам Белграда: все водят аккуратно и предупредительно.

Уровень автомобилей на улицах сербской столицы не идет ни в какое сравнение с ситуацией в России. Очень мало японских машин, практически нет больших внедорожников и кроссоверов. В основном это небольшие машины, по большей части итальянские и местные «Фиаты». Дело в том, что компании Fiat принадлежит контрольный пакет акций крупнейшего автозавода Сербии – Fiat Automobili Srbija, который раньше назывался Zastava Automobili. Завод был выставлен на продажу сербским правительством еще в 2007 году. Сделка с итальянским автоконцерном была закрыта в 2009 году – Сербия и Fiat создали совместное предприятие, в котором итальянцы получили 67%. Fiat взял на себя обязательства не сокращать рабочие места и довести мощность производства до 330 тысяч автомобилей в год. Сейчас завод выпускает модели Fiat 500L и Punto. Его мощность составляет 200 тысяч машин в год, правда, сколько он делает реально, узнать не удалось.

С манерой вождения сербских водителей я так до конца и не разобрался. Чтобы было понятно, о чем идет речь, расскажу об одном случае. Двигаюсь по пригороду Белграда, ограничение скоростного режима – 60 км/час. Еду строго по правилам, тем более что улицы довольно узкие и к дороге вплотную примыкают тротуары. При этом  меня беспрерывно обгоняют легковушки. Терплю. И тут меня догоняет большой рейсовый автобус, буквально подпирает своим бампером и дает звуковой сигнал, чтобы я ехал быстрее. Невольно ловлю себя на мысли, что все это напоминает манеру езды водителей наших маршрутных такси, но при этом увеличиваю скорость до 70 км/час. Автобус идет за мной будто привязанный и опять сигналит. Ну что ж, он дома, думаю я, и повышаю скорость до 80 км/час. Но он опять не отстает. Наконец впереди показалась развилка: мне нужно прямо, а автобус уходит налево. На повороте он подал мне звуковой сигнал, выражая свое недовольство тем, что я его задерживал.

Буквально через пару километров после этой развилки я выехал на платную автостраду, скоростное ограничение  на которой 120 км/час. Ухожу на левую полосу, выжимаю акселератор и разгоняюсь до разрешенных сто двадцати. Начинаю обгонять всех, в том числе и тех, кто несколько минут назад обгонял меня, как стоячих, поскольку они едут со скоростями максимум 100 км/час. В итоге, для меня осталось непонятным, почему в деревенской местности водители спешат, а на скоростной трассе – плетутся.

Почему Mazda Motor Rus выбрала площадкой для демонстрации новой Mazda3 именно Сербию? Директор по связям с общественностью Mazda Motor Rus Мария Магуайр так ответила на этот вопрос: «Причиной того, почему для нашего тест-драйва мы выбрали Сербию, стали погодные условия. Температура здесь все же повыше, чем на бескрайних просторах нашей Родины. Первым же условием была безграничная дружелюбность сербов по отношению к русским». «Сербов и русских – 200 миллионов,» – говорят местные жители. По-сербски это пишется так: Srba i Rusa 200 miliona. При этом этот девиз почему-то всегда пишут на латинице.

Хочу присоединиться к словам Марии: относятся к русским в Сербии просто замечательно. Я много где побывал, но подобного еще не видел. Здесь и намека нет на какое-то высокомерие, зато всегда присутствует желание вам помочь. Заходя в магазин не нужно вспоминать английский, достаточно задать вопрос по-русски, и вам ответят. И это при том, что в советские времена в Югославии, частью которой была Сербия, русский язык в обязательном порядке не изучали.
Нас многое связывает: и славянские корни, и кириллица алфавита, и православная религия. Меня поразила пословица, которую я несколько раз слышал в Сербии от разных людей. Звучит она примерно так: «На небе – Бог, на земле – Россия. Никто кроме Бога и России не поможет Сербии».

Есть и другая сторона. Просмотр программ сербского телевидения и общение с разными людьми показывают, что в стране идут сложные политические процессы. Часть элиты просто рвется в Евросоюз . Еще 1 марта 2012 года Сербия получила официальный статус кандидата на вступление в ЕС. В то же время значительная часть простого народа против этого и выступает за большее сближение с РФ. Об этом нам говорили буквально в каждом ресторане и кафе. Причем в отличие от Украины, молодежь, большей частью, ориентируется на Россию. Чувствуются обиды и за Косово, и за бомбардировки страны «натовцами». Кстати, есть обида и на наших политиков, за то, что в 1999 году мы не предоставили Сербии современное оружие. 

Борьба сторонников евроинтеграции и «русского вектора» чувствуется даже в мелочах. Достаточно сказать, что в стране соседствуют два алфавита – латиница и кириллица. Кто и какой предпочитает, думаю объяснять излишне. Студенты «Правовой школы» в Белграде (юридический институт по-нашему), с которыми я случайно познакомился в парке, узнав, что я из России рассказали, что у них существует целое движение в поддержку кириллицы.

Сербия – страна небогатая, поэтому цены в магазинах держатся на уровне российских, и не московских, а челябинских. В подтверждение этому такой факт: продажи новых автомобилей в Сербии в 2012 году составили 23,9 тысяч штук, а в Челябинской области за тот же год было реализовано более 75 тысяч новых машин. Разница ощутима, учитывая, что население Сербии по результатам переписи 2011 года составляло 7 186 862 человек, то есть в два с лишним раза превышает число живущих на Южном Урале.

Белград очень симпатичный город, в котором есть что посмотреть. Мне, например, удалось найти небольшую православную церковь, в которой покоятся останки барона Врангеля. Как бы в назидание себе и другим сербы сохранили и новые «памятники»: разрушенные американцами в ходе воздушных бомбардировок 1999 года здания Генерального штаба и телерадиоцентра восстанавливать не стали. Смотрятся эти руины зловеще.

Пока для российских граждан для визита в Сербию виза не требуется. Однако если Сербия вступит в Евросоюз (правительство страны заявило о намерении стать членом этой организации в 2014 году), то ее заставят ввести для нас визовый режим, как это произошло в той же Хорватии. Раньше я был только в Хорватии, поэтому теперь планирую посетить Сербию еще раз самостоятельно. Пока виза не нужна.
                                                                                                                   
Автор текста: Александр Рулевский, и.о. зав. кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса

 

Контактное лицо по новости Екатерина Сырцева, тел. 267-99-83, 8-951-476-69-68
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.