Российские ученые обнаружили способ лечения дисфункции внутренних органов и мозга при ПТСР

Вопрос, как справиться с посттравматическим стрессорным расстройством (ПТСР), остается открытым, несмотря на многолетние исследования специалистов. Сложность заключается в том, что синдром плохо откликается на лекарственную терапию. Кроме того, из-за ПТСР возникают проблемы в работе висцеральных органов, в частности сердца, печени, почек и даже мозга. Ученые Южно-Уральского государственного университета выяснили, как можно вылечить подобные осложнения при стрессорном расстройстве, не используя медикаменты. Статья о применении интервальных гипоксических тренировок для уменьшения повреждения и дисфункции висцеральных органов, вызванных ПТСР, опубликована в одном из престижных журналов второго квартиля «International Journal of Molecular Sciences».

Команда ученых ЮУрГУ долгое время изучает негативное влияние ПТСР на организм на примере крыс. Исследования ведутся в рамках Международной лаборатории нейрогепатологии, руководителем которой со стороны ЮУрГУ является доктор биологических наук, профессор Вадим Цейликман. Ранее ученые ЮУрГУ обнаружили альтернативный способ лечения посттравматического стрессорного расстройства — с помощью интервальных гипоксических тренировок. Это практика воздействия кислородным голоданием, которая применяется в медицине и спорте. Методика, отмечали исследователи, может смягчить побочные эффекты от приема лекарств, снизить дозировку рекомендованных препаратов, а в отдельных случаях — вовсе избавить от них. В новом исследовании ученым удалось подтвердить эффективность интервальных гипоксических тренировок и расширить научное представление об их влиянии на состояние внутренних органов.

«Во время первого исследования мы заметили изменения в сердце, печени и мозге животных. К таким последствиям приводит ПТСР. Наша команда предположила, что интервальные гипоксические тренировки могут положительно повлиять на состояние висцеральных органов. Гипотеза подтвердилась после двухнедельных тестов. Крысы, оставшиеся без умеренных гипоксических тренировок, оказались более тревожными». —рассказал директор Высшей медико-биологической школы, доктор биологических наук, профессор Вадим Цейликман.

Анализ показал, что у таких крыс снижено содержание гликогена (соединенных молекул глюкозы, являющихся запасной энергией для организма) в печени, но увеличена активность аланин-аминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы (ферментов, избыток которых в крови указывает на повреждение печени). В коре головного мозга снижена концентрация норадреналина (нейромедиатора, истощение которого фиксируют при стрессе) и моноаминоксидазы А (фермента, который уменьшает активность медиаторов). В миокарде снижен уровень гликогена. При этом крысы, которые получали тренировки, продемонстрировали меньшую склонность к патологии. Ранее никто не изучал положительное влияние интервальных гипоксических тренировок на внутренние органы при ПТСР.

Рис.: Окрашивание гликогена в срезах сердечной ткани у крыс. А — нормальный уровень гликогена, B — его снижение при ПТСР, С — изменения при интервальных гипоксических тренировках, D — изменения при ПТСР и интервальных гипоксических тренировках.

«Основным гормоном адаптации является гормон коры надпочечников — кортикостерон. При ПТСР его уровень снижается. Кроме того, при ПТСР усиливается окислительный стресс на уровне клетки. По сути дела, клетки теряют устойчивость, и повреждения сначала развиваются на клеточном уровне, а потом уже на уровне органовой ткани. Гормон адаптации как раз активирует защитные антиоксидантные системы. Поэтому, как нам представляется, нормализация уровня коры надпочечников создает более благоприятный нейроэндокринный фон для формирования защитных реакций в условиях патологии. Мы показали, что благодаря такому вмешательству в работу надпочечников можно добиться положительных результатов в отношении внутренних органов как таковых. Мы отслеживали уровень повреждения висцеральных органов у животных, которые были подвергнуты стрессу, без применения интервальных гипоксических тренировок и с применением. И это исследование позволило объективно оценить защитные эффекты адаптации», — поясняет Вадим Цейликман.

Научное исследование проходило на базе НИИ общей патологии и патофизиологии (г. Москва). Группа исследователей была командирована туда и вместе с коллегой Евгенией Манухиной, профессором ЮУрГУ и заведующим НИИ общей патологии и патофизиологии, доказала положительное влияние гипоксических тренировок на состояние внутренних органов.

Ученые ЮУрГУ уверены, что их наработки можно внедрить в практику лечения посттравматического стрессорного расстройства. Однако для использования интервальных гипоксических тренировок пациентами нужны специальные барокамеры. На территории России их применяли в 1980-х годах, но затем адаптационную медицину перестали развивать. Вадим Цейликман заметил, что благодаря экспериментальным исследованиям ученых ЮУрГУ удается снова обратить внимание на перспективность направления адаптационной медицины.

Южно-Уральский государственный университет — это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.

ЮУрГУ — участник Проекта «5-100», призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

СМИ о нас: https://nauka.tass.ru/nauka/8066811