Научный полк: Вениамин Михайлович Мысляев

В рамках акции «Научный полк» и в преддверии грядущего 80-летнего юбилея университета продолжаем публиковать цикл материалов, посвящённых выдающимся учёным – участникам Великой Отечественной войны, а также значимым вехам истории ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ.

Великое поколение Победителей уходит. Никого уже не осталось из тех фронтовиков – преподавателей и сотрудников ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ.

Мне повезло много общаться с ветераном ЮУрГУ, участником Великой Отечественной войны, кандидатом технических наук Вениамином Михайловичем Мысляевым (1926–2021), награждённым, в частности, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Приведу некоторые его воспоминания.

– Я из крестьян, – рассказывал Вениамин Михайлович. – Отец был сельским кузнецом. А его и дядю объявили кулаками, раскулачили и выселили с семьями под Уфу, без суда. Жили мы в посёлке для спецпереселенцев. Отец устроился слесарем на лесофанерный комбинат. Позднее нас выселили за 90 километров от Уфы, в посёлок Красивая Поляна. Отец там работал на лесоповале. Школа же находилась в посёлке Красный Ключ, до которого было шесть километров.

Несмотря на все трудности, с успеваемостью проблем не было. Мне довелось параллельно учиться в школе и работать в топографическом отряде, потом стал десятником по приёмке древесины. Когда уже шла война, отца забрали в трудармию, тоже на лесоповал, только в ещё более тяжёлые условия, – там он и сгинул в 1943-м. Я тогда служил в армии, и о его смерти узнал много позже.

Выпускные экзамены сдал в 1943-м. Нам, вчерашним школьникам, прислали повестки. Не дождавшись получения аттестата, поехал с товарищами в Уфу. Мне исполнилось только семнадцать – в школу я пошёл на год раньше сверстников. Но – война, Родина в опасности! Приписал себе год (метрическое свидетельство сгорело при пожаре, так что проверить меня было нельзя) – и пошёл добровольцем в армию. На фронт, конечно, попал не сразу. Сначала нас отправили в Уфу, где учили на шофёров. Из Уфы послали в Подмосковье, в учебный автомобильный полк, где мы ещё доучивались. Осенью 1944-го сдали экзамены по вождению и технической части. Приняли присягу. Нас направили в запасной полк, откуда распределяли по воинским частям. Я попал в деревню Ульянино, где нас ещё доучивали. Так что потом смог заменить погибшего механика-водителя самоходной артустановки. Затем мою САУ СУ-100 подбили – и дальше я служил шофёром.

Однажды должен был доставить снаряды для танков. А командиру сообщили, что на нейтральной полосе обстреляли наших сапёров, которые разминировали поле, и есть раненые. Он мне приказал, не разгружаясь, срочно ехать и вытащить их с этого поля. Приехал, погрузили раненых в кузов, сапёры буквально облепили мой грузовик. Развернулся, двинулись обратно. А обстрел продолжался. Дорога вилась меж холмов, вверх по косогору. Ехали медленно, тяжело. Несколько пуль и осколков попало в автомобиль, но, к счастью, удалось выехать из-под обстрела. Вспоминать обо всём этом тяжело.

После окончания войны служил до 1948-го. Нас перебросили в Болгарию – и из 16 автомашин только моя добралась до Софии без поломок. Вот тогда я получил звание «Отличный шофёр». Меня заприметил заместитель командира полка по технической части. Он стал моим наставником, следил, чтобы мой интерес к технике не ослабевал, рекомендовал после демобилизации поступать в вуз. Даже выбил для меня отпуск на Родину, чтобы я привёз учебники и готовился в институт. Эти книги я читал в машине, в перерывах между поездками.

После демобилизации поступил в ЧММИ, а в 1953-м с отличием окончил уже ЧПИ. После выпуска некоторое время работал в ГАИ, но попал под сокращение, ушёл в родной вуз: здесь с 1965-го работал на кафедрах автомобильного транспорта; двигателей внутреннего сгорания; колёсных гусеничных машин и автомобилей.

Написал свыше 120 работ, в том числе учебных пособий с грифом УМО, стал обладателем почти двух десятков авторских свидетельств и патентов. Создал и запатентовал газотурбинный двигатель с вращающимися камерами сгорания. Стенд испытаний турбокомпрессоров СКИТ-11 внедрён на ЧТЗ, Рижском, Абаканском, Шимановском (Амурская область), Николаевском, Московском, Архангельском и других ремонтных заводах бывшего СССР.

Много времени и сил отдал созданию лабораторных стендов для обучения студентов.

Занимался автомобилями, моторами всю жизнь! В последнее время главный смысл моей научно-исследовательской работы – создание двигателей с повышенными техническими, экономическими, и особенно экологическими характеристиками. Удалось добиться более высоких технико-экономических показателей для камеры сгорания газотурбинного и поршневого двигателей. Разработал и запатентовал инновационный метод смесеобразования.

Подготовил Иван ЗАГРЕБИН Фото Олега ИГОШИНА и из архива Вениамина МЫСЛЯЕВА
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.