Александр Вагнер: «ЮУрГУ на рубеже десятилетий переходит в новую эпоху своего развития»

Александр Вагнер – кандидат физико-математических наук, ученый, член «Союза машиностроителей России», общественный деятель, эксперт в области физики высоких энергий, выпускник Московской школы управления «Сколково».

В 2006 г. окончил Томский политехнический университет с присвоением квалификации инженер-физик. В 2009 г. успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. А. Р. Вагнер – автор более 200 научных работ. Индекс Хирша (Scopus) составляет 35.

21 апреля 2023 года Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подписал приказ о назначении на должность ректора Южно-Уральского государственного университета (НИУ) Александра Рудольфовича Вагнера.

 

 Александр Рудольфович, как в течение этого года выстраивалась стратегия развития университета?

– Сегодня основное внимание нашего университета направлено на трансформацию машиностроительной, металлургической и космической отраслей. Развитие в них новых производственных технологий для промышленного комплекса Урала, а также разработка новых видов продукции: все это способствует укреплению технологического суверенитета России. Отмечу, что эффективно достичь поставленных целей наш университет сможет только совместно с промышленными партнерами как Челябинской области, так и России в целом.

 

 А какие проекты сегодня университет реализует совместно с индустриальными партнерами?

– В рамках сотрудничества с АЗ «УРАЛ» и МГТУ им. Н. Э. Баумана были сформированы основы проектирования, технологии производства автомобильной техники, включая автобус, полуприцеп и автопоезд для работы в экстремальных условиях Арктики. 9 июня на втором Всероссийском форуме «От импортозамещения к технологическому суверенитету» произвела фурор однообъемная версия этой же машины.

 Можно подробнее. В чем состоит принципиальное отличие арктического автобуса от пассажирских машин общего пользования?

– Во-первых, это гражданская техника, востребованная в условиях Крайнего Севера, которая обладает необходимыми для такого климата системами. Во-вторых, «Арктический автобус» создан для езды по бездорожью, может спокойно передвигаться по снегу, болотам и непроходимой грязи. Его функциональное значение огромно.

Что еще важно для Крайнего Севера – это жизнеобеспечение: в экстремальных ситуациях автобус способен поддерживать системы жизнеобеспечения в течение суток. «Арктический автобус» является конкурентоспособным претендентом транспортного средства для строительства и эксплуатации обеспечивающей наземной инфраструктуры Северного морского пути.

 

 Александр Рудольфович, вы также отметили, что одним из стратегических направлений развития ЮУрГУ является космическая отрасль. Расскажите, какие проекты ЮУрГУ реализует в этой сфере? Насколько они успешны, а главное  востребованы?

–Челябинская область является ключевым звеном в части создания новых изделий стратегического сдерживающего вооружения. Сегодня опыт инженеров государственной корпорации Роскосмос и наших ученых направлен на формирование эффективной модели и актуального содержания образовательных программ для воспроизводства инженерного корпуса по широкому перечню направлений.

Пример успешной кооперации между бизнесом, наукой и Правительством Челябинской области в целях развития новых технологий – это разработка демонстратора многокамерной двигательной установки с центральным телом и верифицированный по результатам испытаний этого демонстратора цифровой испытательный стенд. Проект выполняется в интересах и под научно-технологическим сопровождением ГРЦ имени академика В. П. Макеева в целях формирования научно-технологического задела для подготовки конструкторов, исследователей и инженеров нового поколения и подтверждения ключевых технологий одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя.

Эти работы получили поддержку в рамках Национального проекта «Наука и университеты», со стороны Правительства Челябинской области и Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы», без которой выполнение было бы невозможным.

 Расскажите о ведущих разработках ЮУрГУ в сфере перспективных технологий.

– Квантовая физика и квантовые технологии — очень прогрессивные направления в науке и технике, охватывающие и безопасную связь, и суперкомпьютеры, и в перспективе даже персональную медицину. В ЮУрГУ была открыта лаборатория квантовой инженерии света. Лабораторию и научную школу возглавил ученый с мировым именем в области квантовой физики и квантовых технологий – Сергей Павлович Кулик, доктор физико-математических наук, профессор. Высоко отметил нашу работу Научный руководитель Национального центра физики и математики, экс-президент РАН Александр Михайлович Сергеев:

 «Южно-Уральский государственный университет – это то место, где очень хорошо понимают важность взаимодействия разных ученых, методов исследования и технологий: в ЮУрГУ есть много новых лабораторий, которые вы организуете, приглашаете в качестве руководителей этих лабораторий передовых ученых и формируете коллектив исследователей. Ориентируете молодежь, которая видит этих интересных людей, молодые ученые готовы работать, писать диссертации под их руководством. И вот так происходит становление настоящей научной школы, последователи которой подхватят этот научный процесс дальше и будут его развивать».

 

 Александр Рудольфович, сегодня в России одним из важных вопросов является экология. Для Челябинска это, что называется, жизненно важный вопрос.

– В университете сформирован центр экологического мониторинга и выполняются работы, направленные на развитие «зеленых технологий» и экологического мониторинга. В частности, удалось разработать и внедрить два программно-технологических комплекса динамического экомониторинга промышленных объектов и автотранспорта. Комплекс по автотранспорту внедрен в Челябинске, Магнитогорске, Перми и Санкт-Петербурге на коммерческой основе, прорабатываются пилоты в других городах России и зарубежных странах.

Южно-Уральский государственный университет на рубеже восьмого и девятого десятилетия переходит в новую эпоху своего развития. Ключевым проектом этой эпохи как для университета, так и для всего научно-образовательного комплекса Челябинской области является Кампус мирового уровня в Челябинской области, определяющий на следующие 100 лет вектор и потенциал научно-технологического развития региона. Кампус стал генератором новых идей и производственных технологий, основной базой воспитания и образования инженеров, преподавателей и ученых. Университет ставит перед собой амбициозную задачу: «выращивание» высококлассных специалистов для нужд региона и страны.

Я уверен, что строительство межвузовского кампуса в Челябинской области позволит ответить на основные вызовы, которые найдут свое отражение в социально-экономическом развитии региона. Уверен, что мы решим проблему дефицита высококвалифицированных научных и инженерных кадров, а также создадим необходимые условия для достижения научно-технологической безопасности и суверенитета.


Проект Межуниверситетского кампуса реализуется в рамках национального проекта "Наука и университеты".

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.