«Смотреть на мир горящими глазами»: в России отмечается День учителя

5 октября в нашей стране отмечается День учителя – праздник, который знаком каждому с детства. Утверждённый ещё в 1965 году в СССР, он прочно вошёл в нашу историю и культуру и приравнивается к одной из самых почётных, востребованных и вневременных профессий. Неслучайно 2023 год в нашей стране Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. О том, как взаимосвязаны учитель, преподаватель и наставник и что отличает педагога в современном мире, рассказала старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета Алена Тезина.

– Алена Владимировна, с вашей точки зрения, учитель в школе и преподаватель в среднем специальном или высшем учебном заведении – это разные профессии?

– Профессия, безусловно, одна, но специфика разная. Учитель в школе работает с детьми, которые находятся в процессе осознания себя как личности, в процессе становления мировоззрения, взглядов, убеждений. Ученики, пусть даже старшеклассники, только учатся справляться с проблемами, отвечать на вызовы времени. А педагог в вузе работает со взрослыми. И хотя студенты, безусловно, ещё совсем молодые люди, но они уже осознают собственные интересы, почти определились с выбором профессии, владеют разными стратегиями поведения, с ними очень приятно разговаривать на равных. У студентов активный интерес к необычным творческим работам, в которых они готовы быть ведущими, принимать на себя ответственность.

– Как, по вашему мнению, разграничиваются понятия «педагог» и «наставник»?

– В русском языке есть два значения слова «учитель», эти значения, кстати, расходятся во множественном числе – «учителЯ» и «учИтели». В школе нас окружали учителя русского языка, биологии, математики, литературы. И мы говорим о них – учителЯ. Но вот о некоторых учителях мы вспоминаем с каким-то особым трепетом, поскольку они оказали на нас огромное влияние, открыли нам мир с необычной стороны или сформировали интерес к тому, что стало нашим любимым делом. Таких педагогов мы и называем словом «учИтели», иногда даже употребляем выражение «учитель с большой буквы». Они стали для нас идейными вдохновителями, духовными просветителями, проводниками в сложном мире взрослых людей. Если перефразировать цитату Исаака Ньютона: на их плечах мы стоим и поэтому так далеко видим сейчас. Мы стали такими, какие есть, благодаря их вкладу в нашу личность. Мне кажется, что понятие «наставник» максимально близко к этому значению слова «учитель».

– 2023 год, как мы знаем, объявлен Годом педагога и наставника. Что произошло за этот год в педагогической среде?

– Профессия учителя всегда была очень почётной, но отнюдь не всегда очень обеспеченной. И именно поэтому, с моей точки зрения, педагоги – это люди, которые не столько работают, сколько служат, служат так же, как врачи, как военные. Я убеждена, что настоящие учителя – это люди идейные, они не про зарплату (простите меня за это выражение). Поэтому поддержка учителям важна и нужна. Разная поддержка. Год педагога и наставника – это как раз одна из форм такой поддержки. В этом году проходило огромное количество мероприятий, посвящённых наставничеству, как на региональном, так и на федеральном уровне. Это и конкурсы, и форумы, и конференции, и фестивали. Педагоги получили новые площадки для общения, обмена опытом. А это всегда вдохновляет, заряжает позитивом, выстраивает перспективы. Кроме того, новое дыхание получили существующие проекты вокруг образования и воспитания, например, созданное прошлым летом общероссийское движение детей и молодёжи «Движение первых», направленное на воспитание и формирование мировоззрения у молодого поколения и поддержку их идей и проектов.

– Празднуют ли преподаватели вузов День учителя?

– Мы на кафедре русского языка и литературы обязательно отмечаем День учителя. Это наш второй (после Дня филолога) профессиональный праздник, потому что бОльшая часть преподавателей нашего коллектива окончили именно педагогические вузы, мы хотели работать с детьми, открывать им мир, хотели стать именно учителями. И мы ими стали, пусть и в высшей школе.

– Как вы думаете, что должно отличать педагога в современном мире, чтобы по-настоящему им являться?

– Я думаю, неправильно говорить про педагога в конкретном времени, потому что требования к этой профессии вневременные. Да, изменились бытовые условия в школах. Да, появились цифровые технологии. Да, теперь все знания мира доступны. Но это лишь среда и инструменты. Они не определяют профессию. Настоящий педагог обладает уникальными личными качествами. Он, как писал Василий Александрович Сухомлинский, своим доверием возбуждает в своём ученике всё лучшее, не замечая плохого. Учитель открывает мир ребёнку, зажигает его сердце, формирует интерес к жизни, учит быть счастливым, учит смотреть на мир горящими глазами. Всё это не зависит от времени, в котором вы живёте.

Анастасия Кунгурцева
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.