Путеводитель по 1000 плато цифрового мира

Недавно у доцента кафедры философии ЮУрГУ Регины Пеннер вышла научная монография «Картография цифрового: опыты философского понимания». Тем временем Регина Владимировна готовится отправиться в следующем году на Всемирный философский конгресс, где будет принимать участие в работе круглого стола по методологическим вопросам цифровой антропологии.

О чём книга?

«Книга одновременно обо всём и ни о чём, – отвечает Регина Пеннер, и для философа-постмодерниста такое признание как раз стартовая точка для дальнейших рассуждений. – Почему ни о чём? Как настоящий философ, с долей снобизма скажу, что меня волнуют вопросы современного бытия. Как человек непосредственно бытийствующий, я наблюдаю, как всё вокруг всё более и более цифровизуется. Как человек, сохраняющий субъектность, я интересуюсь не просто вопросом, что есть бытие, но кто представлен на современных бытийных, информационных, цифровых аренах, что это за субъекты. Мне кажется, что всё чаще вместе с человеком на эти социальные арены выходят не-человеки, актанты или агенты, претендующие на статус субъектности. Например, сайт, канал в Телеграм или паблик в ВК есть тот агент, который несёт информацию или набор идеологем, превращается в информационный пул и всё чаще позиционирует себя в качестве субъекта».

Ризома, номады, меритократы

В своих рассуждениях Регина Владимировна опирается на знаменитую концепцию «тысячи плато», созданную французскими классиками постмодернизма Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари.

Мир, в нашем случае цифровой мир, представляется в этой концепции как «ризома» или «грибница»: множество островков (плато), каждый из которых связан с каждым. Здесь отсутствует какая-либо иерархия. Ризома у Делёза противопоставляется дереву – вертикальной иерархии корней, ствола, листьев.

Ризома представляет собой гладкое пространство, Великую степь без ориентиров, по которой странствует Номад, идущий туда, куда глаза глядят (этому противопоставляется рифлёное пространство, с рёбрами-вертикалями, которые зачем-то покоряет Генерал).

Социолог Мануэль Кастельс населяет такие пространства сетевым обществом, управляемым нетократией или меритократией – группой людей, направляющих информационные потоки. Буквально меритократия – власть достойных, она противопоставляется аристократии прежнего мира, которая была избранной просто по праву рождения.

На такой концепции можно построить исследовательские практики, которые могли бы помочь найти обитателям пространств (например, текста) общие понятия (семантическое ядро).

Номад вопрошающий

«Мне близка концепция номадизма, сформулированная философами-постструктуралистами, – говорит Регина Пеннер. – Ведь кто такой номад? Кочевник, подобный тем, что проходили по территории Южного Урала – это лишь один из примеров номадических практик. Для меня номад – человек прежде всего мыслящий. Почему он номад? Он оперирует не столько готовыми тезисами, тем более догмами, сколько постоянно оперирует вопросами. То есть номад – это вечно вопрошающий».

Но ведь вопросы ставит и искусственный интеллект, в этом принцип машинного обучения. «Сложность здесь в ответе на вопрос, что вообще такое сознание, – говорит Регина Пеннер. – Мы привыкли говорить, что сознание – привилегия человека. Новорожденный если и не обладает сознанием, то обладает физиологическими зачатками к его развитию. А вот у роботов, у машин сознание есть? Пока мы не ответили на вопрос, не поняли природу вопрошания, мы не сможем сказать, способны ли мы в номадствующем субъекте найти кого-то, помимо человека».

Однако не-человеки могут также претендовать на статус номада. «Когда я говорю о цифровом номаде, я по большому счёту говорю о человеке, – объясняет Регина Пеннер. – Но в сегодняшнем исследовательском дискурсе развивается идея цифрового субъекта. Цифровой субъект – информационный пул, он не обязательно имеет физический носитель. Есть примеры таких социальных и правовых практик, как, например, при голосовании в Великобритании за Брексит в 2016 году. Однако, по большому счёту, если мы говорим, что субъектностью обладает информационный пул, мы получаем перекати-поле, только перекати-поле не в степи, не в пустыне, а в цифровом пространстве».

А будет ли у человека будущее?

Есть в новой книге Регины Пеннер и раздел о постчеловеке. Это понятие было введено Рози Брайдотти – ученицей Жиля Делёза. «Постчеловек… Вариантов очень много, например, это может быть трансчеловек, киборг… -- рассуждает Регина Пеннер. – Рози Брайдотти, мой любимый автор, смещает призму видения будущего с антропоцентризма на антропоморфизм. А как строить сценарии будущего? Нам, людям, очень сложно представлять мир вокруг себя не так, как представляет человек. Другое дело, что практики рассуждения о далёком будущем обессмысливаются, когда социально-политическая реальность за последние пять лет то и дело выставляет нам разных "чёрных лебедей"…» – одним словом, скептицизм неизбежен.

Философия косплея

Косплей – часть массовой культуры. Казалось бы, косплей всего лишь воплощение популярного образа, что-то заведомо вторичное; косплеер изображает другого, потому что ему нечего сказать о себе, он «надевает маску, скрывающую ничто». Однако один из главных вызовов, касающихся  существования философии постмодерна, заключается как раз в осмыслении массовых культурных, «попсовых» феноменов.

«Я познакомилась с феноменом косплея через реального конкретного человека, это студентка журналистского направления Анастасия Коростелёва, на тот момент она была совсем юной девочкой, восьмиклассницей, – рассказывает Регина Пеннер. – Она просто представила этот феномен лично для меня в виде разговоров, ответов, репрезентативных практик, но моё внимание привлекла настолько, что это вылилось в философское осмысление феномена косплея в современной культуре. Косплей – это попытка найти своё «Я», реальное, не виртуальное, попытка найти твердые основания того, что же представляем мы из себя в этом мире».

Полистать новую книгу можно и в сети интернет, она находится в открытом доступе. Достаточно зайти на сайт «Цифровая антропология» и перейти в сообщество ВК.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.