История мировой и отечественной культуры

Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины - приобретение знаний и умений по осмыслению достижений мировой и отечественной культуры; формирование ценностных культурных ориентаций личности в процессе изучения исторически сложившийся культурных традиций, воспитание толерантности, уважения к культуре России, культурам иных цивилизаций. формирование потребностей и способностей в художественно-эстетических переживаниях, общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи: - показать на примерах произведений различных стилевых направлений общие и особенные черты культуры России и культуры народов мира; - охарактеризовать дискуссии в российской и зарубежной историографии по различным проблемам истории российской и мировой культуры; - показать формирование и эволюцию традиционных, модернистских и постмодернистских культурно-исторических понятий и категорий; - проанализировать изменения в процессах развития культуры России, культур различных цивилизаций, происходившие в ходе их зарождения, расцвета и умирания; - показать в событиях истории культуры России и мировой культуры, в объектах материальной или духовной культуры характерные черты различных цивилизаций, особенности определяющие ценностные установки сознания, специфику культурной самобытности, отличающую то или иное общество на разных этапах отечественной и мировой истории; - ознакомить с основными стилями и направлениями развития творчества в основных сферах отечественной и мировой культуры; - проследить развитие культурных процессов на различных этапах в их взаимосвязи с процессами экономического развития, изменениями в общественном сознании.
Краткое содержание дисциплины
1. Введение. Культура Древнего Востока. 2. Культура Древней Греции и Древнего Рима. 3. Культура средневековой Европы. Дороманская культура. Культура Древней Руси (IX – XII вв.). Каменное зодчество. Византийское влияние в культуре. Художественные школы в архитектуре русских государств. Древнерусская литература. Иконопись. Скульптурный рельеф. Скоморошество. Романская культура. Готическая культура. 4. Культура Византии. 5. Древнерусская культура XII – начала XIII в. 6. Европейская культура эпохи Возрождения. Итальянское и Северное Возрождение. Древнерусская и русская культура Зрелого и Позднего Средневековья (XIII–XVII вв.). «Московский» стиль в архитектуре. "Шатровый стиль". "Годуновский стиль". Феофан Грек, Андрей Рублев. Формирование собственно русской культуры в процессе выделения русской нации из древнерусской народности (XVI–XVII вв.). Прокопий Чирин. Назарий и Истома Савины. Дионисий. Владимир и Феодосий. "Фряжский стиль" в иконописи. Русские средневековые мыслители. Русские "просветители" XVII в. Русские первопечатники. Русское барокко. 7. Европейская культура Нового и Новейшего времени (XVII-XXI вв.). Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма. Академизм. Караваджизм. Натурализм. Ведущая роль венецианской школы. Искусство Испании XVII в. Культура Фландрии. Фламандские вариации барокко в архитектуре и скульптуре. Формирование бытового жанра. Специфика фламандского натюрморта. Искусство Голландии XVII в. Многообразие видов натюрморта. Культура Франции XVII-XVIII вв. Введение регулярности в городской планировке. Победа принципов классицизма. Роль скульптуры в организации дворцово-паркового ансамбля классицизма. Рококо. Влияние идей Просвещения на французское искусство. Русская культура XVIII вв. Московское барокко. Нарышкинский стиль. Архитектурный стиль «дивное узорочье». Ярусный, шатровый и клетский храмы. "Шатровый стиль" в русской архитектуре XVII в. . Симон Ушаков, Тихон Филатов, Иосиф Владимирский. Парсуна. Полустатуарная русская скульптура XVII в. Русский театр при Алексее Михайловиче Тишайшем. Появление балета в России. Место портрета в искусстве XVIII в. Неоклассицизм. Создание нового типа городского ансамбля – открытой площади. Обращение в скульптуре к образу великого гражданина-современника. Специфика использования античного приема «героической наготы». Культура Италии XVIII в. Культура Англии в XVIII в. Влияние континентальных школ и стилей на английское искусство, специфика их ассимиляции. Палладианство. Феномен английского нерегулярного пейзажного парка. Видовой принцип организации парка, смена впечатления, «сюрприз». Культура Франции периода Французской революции и Первой империи. Идеи преображения мира на основе свободы, равенства и братства. Реформы Конвента в области искусства. Установка на моральные и просветительские функции искусства. Революционный классицизм. Предромантические тенденции и романтизм. Развитие исторического мышления. Рост национального сознания. Историческая картина. Петровские преобразования в культуре. Цивилизационный раскол в русской культуре в конце первой четверти XVIII в. Российская архитектура XVIII в. "Петербургский стиль". Основоположники светской живописи в России. Русская скульптура и литература XVIII в. Российское театральное и музыкальное искусство XVIII в. Российские "просветители" XVIII в. 8. Ампир. Западноевропейское искусство середины и второй половины XIX в. Историзм и эклектика в европейской архитектуре XIX в. Неоготика в культовом и светском строительстве. Промышленная революция и строительство. Реализм. Возрастание роли бытового жанра в живописи. Пейзаж «барбизонской школы». Импрессионизм: истоки, внутренняя эволюция, форма, стилистические приемы, сюжеты. Западноевропейское искусство конца XIX в. Модерн (ар-нуово, югендстиль). Символизм в живописи. Постимпрессионизм. Основные этапы развития культуры России Нового и Новейшего времени. «Николаевский ампир» в российской архитектуре. Поиск национального архитектурного стиля. Древнерусский, псевдорусский и русско-византийский архитектурные стили. "Золотой век" русской литературы. "Золотой век" русской живописи. Русская классическая музыка XIX в. Критический реализм. 9. Проблемы культуры XX в. - начала 2020-х гг. Культура Западной Европы XX в. в эпоху модерна и постмодерна. Национальные школы и ведущие мастера. Символизм в живописи. Постимпрессионизм. Неоимпрессионизм (пуантилизм, дивизионизм). Возвращение к античной традиции и ее новое истолкование в скульптуре начала XX в. Архаизация образов. Искусство авангарда. Русский модерн. "Серебряный век" русской литературы. Советское искусство периода социалистического строительства (октябрь 1917 г. - конец 1930-х гг.). Советский авангард. Советский конструктивизм. Лучизм. Фовизм и кубизм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Футуризм. Дадаизм. Сюрреализм. Влияние политики на развитие культуры 1920-1950-х гг. Возрождение академизма и традиционных форм реалистической живописи. Монументальная живопись Мексики. Западноевропейская архитектура второй половины XX в. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Советская культура во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг. "Сталинский монументализм". Проявление "оттепели" в культуре. "Суровый стиль" в советской живописи. Развитие советской архитектуры, литературы, изобразительного искусства, музыки и театра в 1960-е - 1980-е гг. Советская культура эпохи "перестройки". Современная российская культура. Особенности развития мировой и отечественной культуры в первой четверти XXI в.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 Способность использовать научные исторические знания, методологию научно-исследовательской работы при проектировании и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня
  • ПК-7 Способность использовать знания по истории, истории культуры и искусства, музееведению для решения задач профессиональной деятельности в учреждениях культуры
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.