История повседневности

Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: сформировать представление о предмете, теории, методах истории повседневности, источниках для изучения истории повседневности, а также о месте истории повседневности в структуре исторического знания Задачи дисциплины: - представить основные теоретические подходы к понятию повседневности и способах ее изучения; - познакомить студентов с основными методологическими подходами к истории повседневности, включая методы других дисциплин (социологии, культурологии, антропологии); - сформировать практические навыки работы с источниками по истории повседневности; - познакомить студентов с историей повседневных практик людей различных социальных групп в исторической перспективе.
Краткое содержание дисциплины
Предмет истории повседневности. Понятие повседневности: Основные социологические, антропологические, культурологические, философские и исторические подходы. Теоретико-методологический инструментарий историка в отношении повседневности. Отечественная и зарубежная историография изучения повседневности. История повседневности и история быта. Пересечения и расхождения истории повседневности и «новой материальности». Гендерная история, микроистория и история повседневности. Источники по истории повседневности. Структуры повседневности. Частное и общественное. Повседневность и материальная культура. Повседневность и технологии. Повседневность в древнейших культурно-исторических центрах Востока и в античном мире. Средневековая повседневность в Западной Европе. От варварских королевств к городской культуре. Повседневная жизнь средневекового города. Карнавал. Повседневность знати. Рыцарство как субкультура. Монастырь как микромир. Праздник в средневековой культуре. Тело и телесность. Время и место. Архитектура, кухня, одежда. Повседневность Ренессанса. Новое время. Десакрализация и расколдовывание мира. Новая структура городов: подчинение симметрии и геометрии. Функциональное разделение жилища. Новая телесность. Улучшение инфраструктуры городов. Совершенствование канализации, каналов и источников воды. Изменения в структуре питания. Барокко. Новые интерьеры, костюмы, модели гендерного поведения. XVIII век: смена культурной парадигмы. Влияние идей Руссо на формирование новой модели культуры повседневности. Путешествия. Картография. Больницы и медицина. Рационализм как доминанта поведения. Что мы знаем о русской повседневности IX-XVIII вв.? Сходства и различия с европейскими паттернами. Русское и европейское на карте повседневности русского человека XVIII в. Проблема "двух наций" или "культурного раскола". "Буржуазный век": техника, промышленность, прибыль и наука как доминанты для структур повседневности. Литература как ресурс для изучения истории повседневности. Викторианская эпоха. Колониализм. Имперскость. Ориентализм. Интернационализация повседневности. Повседневность эпохи модерна. Мировые войны, революции, гражданские войны. Феномен "повседневности катастроф". Советская повседневность в ее различных этапах. Постмодерн и общество потребления. Кинематограф как ресурс для изучения истории повседневности. Глобализация и феномен пост-постмодерна. Виртуальная повседневность.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-3 Способен искать, анализировать и интерпретировать историческую информацию в рамках различных методологических подходов в исторических исследованиях
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.