Лингвистическая типология и языковые ареалы

Цели и задачи дисциплины
Целью курса является формирование понятийного аппарата и базовых знаний аспектов типологической лингвистики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: — сформировать у студента основные знания о типологической лингвистике; — способствовать освоению методов исследования типологической лингвистики; — сформировать навыки и умения применять теоретические знания для решения практических задач в типологическомисследовании; — сформировать умения самостоятельно искать и анализировать знания, связанные с объектом изучения – типологической лингвистикой.
Краткое содержание дисциплины
Предмет, задачи типологической лингвистики.Содержание термина «типология языков». Разделы типологии языков. Уровни типологического исследования. Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами. Понятие о языковом типе и о типе языка. Понятие о языке-эталоне. Виды языков-эталонов. Сопоставление как основной метод типологических исследований. Метод типологических индексов.Понятие изоморфизма и алломорфизма. Понятие об универсалиях и о значении типологии для их определения. Типология универсалий.Понятие фонологического уровня языка. Отбор показателей для установления типологии фонологических систем в языках. Типологические показатели подсистемы гласных фонем в языках. Типологические показатели подсистемы согласных фонем в языках. Вокалические и консонантные языки. Типология слоговых структур. Тонические и атональные языки. Супрасегментный (просодический) уровень языка. Типология просодических структур. Понятие морфологического уровня языка. Основные типологические различия морфологической системы языков. Морфологическая классификация языков 19.в. Типология частей речи. Типология грамматических категорий.Понятие синтаксического уровня языка. Типология словосочетаний. Критерии выделения типов словосочетаний. Типы атрибутивных словосочетаний в языках. Типы объектных словосочетаний в языках. Типология членов предложения. Синтаксическая типология (номинативный, эргативный, активный, нейтральный, классный строй языка). Типология порядка слов.Слово как основная типологическая единица словарного состава языка. Морфологическая структура слова. Объем словарного фонда. Семантико-тематическая структура лексики. Наличие и глубина стилистической дифференциации словаря. Источники новых обозначений и сравнительная продуктивность разных средств пополнения словарного запаса. Ареальная лингвистика, история создания. Положение ареальной лингвистики в компаративном цикле дисциплин. Лингвистические основы методов ареальной лингвистики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 Владеет основами лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики, основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.