Методика преподавания русского языка и литературы

Цели и задачи дисциплины
Основная цель курса — сформировать научно-методическое представление о процессе обучения, научить студентов планировать, осуществлять, анализировать корректировать дидактический процесс в области частных методик — методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы. Задачи курса: Раздел "Методика преподавания русского языка" 1. Сформировать представление о методике русского языка как о прикладной науке, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий. 2. Представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области методики преподавания русского языка ведущих ученых-методистов XIX и XX веков; охарактеризовать магистральные тенденции, направления и проблемы современной методики. 3. Познакомить студентов с целями, задачами и содержанием курса русского языка в современной средней школе; дать представление о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплексах, об основных формах учебной деятельности, методах, приемах, средствах, используемых на уроках русского языка, факультативных занятиях и элективных курсах. 4. Рассмотреть вопросы методики изучения основных разделов школьного курса русского языка. 5. Выработать у студентов умение планировать работу по русскому языку, строить уроки, осуществлять контроль за деятельностью учащихся и проверять и оценивать их знания, умения и навыки. 6. Способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики. 7. Способствовать совершенствованию общей педагогической культуры студентов. Раздел "Методика преподавания литературы" 1. Сформировать представление о методике литературы как о прикладной науке, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий. 2. Представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области методики преподавания литературы ведущих ученых-методистов XIX и XX веков; охарактеризовать магистральные тенденции, направления и проблемы современной методики. 3. Познакомить студентов с целями, задачами и содержанием курса литературы в современной средней школе; дать представление о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплексах, об основных формах учебной деятельности, методах, приемах, средствах, используемых на уроках литературы, факультативных занятиях и элективных курсах. 4. Выработать у студентов умение планировать работу по литературе в школе, строить уроки, осуществлять контроль за деятельностью учащихся и проверять и оценивать их знания, умения и навыки. 5. Способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики. 6. Способствовать совершенствованию общей педагогической культуры студентов.
Краткое содержание дисциплины
Современные подходы к языку и методам обучения языку. Цели, задачи и методы обучения РЯ в школе. Действующие программы и учебные комплексы по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса. Планирование учебной работы по русскому языку. Методика изучения разделов русского языка. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками учащихся в процессе обучения русскому языку. Основные направления работы по речевому развитию. Словарная работа по русскому языку: виды, принципы, методика проведения. Работа с текстом на уроке русского языка: изложение, сочинение. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку. Углубленная подготовка по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку. Содержание обучения литературе в школе. Методы и приёмы изучения литературы в школе. Урок литературы в современной школе. Литературное развитие школьника: критерии, этапы, учёт и оценка. Принципы и специфика школьного анализа литературного произведения. Этапы и пути анализа литературного произведения. Изучение образа-персонажа на уроках литературы. Анализ композиции литературного произведения. Анализ языка литературного произведения на уроке. Специфика изучения лирики, эпического и драматического произведения в школе. Изучение биографии, жизненного и творческого пути писателя. Методика изучения обзорных тем. Система развития письменной речи в процессе изучения литературы в школе. Многообразие форм внеклассной работы по литературе. Место внеклассного чтения в программе литературного образования школьников.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-4 способен создавать учебно-методические материалы, а также проводить занятия и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе на основе существующих педагогических методик и технологий
  • ПК-5 способен распространять и популяризировать филологические знания, реализовывать различные проекты в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.