Общая семантика и лексикология

Цели и задачи дисциплины
Целью курса «Семантика и общая лексикология» является формирования у студентов систематизированного представления о понятийном аппарате лингвистической семантики, общей лексикологии и фразеологии, связях семантики, лексикологии и фразеологии с другими лингвистическими науками, формирование и развитие навыков и умений семантического и лексикологического анализа и получение базовых знаний аспектов семантики, лексикологии и фразеологии. Задачи курса: изучить материалы современных исследований в области теоретической лингвистики; сформировать и развивать навыки анализа естественно-языковых феноменов разных уровней с использованием известных методов лингвистических исследований; формирование и развитие умений и навыков планирования и проведения лингвистических экспериментов;
Краткое содержание дисциплины
Предмет и задачи семантики и лексикологии; место семантики и лексикологии в системе языка; логическая и лингвистическая семантика. лексикология и семантика как междисциплинарные науки. Слово как предмет изучения лексикологии и семантики. экстенсиональный компонент (референт, денотат), интенсиональный компонент (сигнификат); прагматический и синтаксический компоненты знака. Понятие знака. Язык как система знаков. Типология значений. Общие свойства языкового знака. Характер связи между означаемым и означающим в знаке. Лексическая семантика Проблема различения лексического и грамматического значения. Семантическая структура слова. Изменения в семантической структуре Общее и различное в предмете исследования семантики и лексикологии. Понятие лексикографии. Связь между лексикографией и лексической семантикой. Семантическое поле. Парадигматические семантические отношения. Понятие семантического поля. Слова и морфемы. Свободные и связанные основы. Простые, производные и сложнопроизводные слова. Принципы анализа морфологической структуры слова Компонентный анализ лексического значения Понятие семантических пропорций. Семантические компоненты (семы). Понятие семантического множителя (семантического примитива). Тезаурус как модель парадигматической структуры плана содержания языка Понятие тезаурусного метода. Тезаурус Роже. Понятие идеологического (идеографического, концептуального словаря). Стилистическая дифференциация словарного состава. Полисемия, омонимия; синонимия, антонимия, гипонимия и другие семантические корреляции. Синонимические и антонимические отношения с точки зрения лексикологии. Синтактика знака как информация о правилах соединения знака с другими знаками. Семантическая валентность лексемы. Понятие семантического актанта. Семантическая и лексическая сочетаемость слова. Семантика предложения и высказывания. Пропозиция. Модальная рамка предложения. Пресуппозиция и импликация. Понятие метаязыка в семантике. Словарь метаязыка. Синтаксис метаязыка. Соотношение ФЕ (фразеологической единицы) и слова. Различные классификации ФЕ. Семантические свойства и отношения фразеологических единиц. Грамматические свойства фразеологических единиц. Синтаксические свойства и функции фразеологизмов. Общий объем словаря и объем индивидуального словаря. Нейтральная лексика и ее особенности. Обзор функциональных тилей
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 Владеет основами лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики, основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.