Язык как знаковая система

Цели и задачи дисциплины
Целью курса является формирование понятийного аппарата и базовых знаний аспектов знаковой системы языка. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: — сформировать у студента основные знания о семиотике как науке о знаковых системах и языке; — способствовать освоению понятийного аппарата и методов исследования семиотики; — сформировать навыки и умения применять теоретические знания для решения практических задач в семиотическом исследовании; — сформировать умения самостоятельно искать и анализировать знания, связанные с объектом изучения – семиотикой.
Краткое содержание дисциплины
Основы изучения естественного языка с семиотической точки зрения (Ф. де Соссюр, Ч. Моррис, Ч. Пирс, Р. Якобсон). Лингвосемиотика: объект, цели, задачи, методы исследования. Две теории языкового знака – унилатеральная и билатеральная. Отношения иерархии: иерархия в парадигматике и иерархия в синтагматике – общий принцип строения языка. Иерархия в парадигматике – отношения класса и его элементов. Иерархия в синтагматике – принцип эквивалентности. Отношения синонимии как один из ключевых принципов развития семиотической системы языка. Теория коммуникации. Система коммуникативного акта: адресат, адресант, код. Иллокуция, локуция и перлокуция. Семиогенез, лингвогенез. Эволюция человека и языка. Теории возникновения естественного вербального языка. Биосемиотика: от простейших знаковых систем до сложных. Усложнение семиотических систем в процессе эволюции, его связь с усложнением структуры организмов. Черты, отличающие язык человека от языка животных. Индекс, символ, иконический знак. Типология языковых знаков. Язык как отражение процессов, происходящих в обществе. Понятие семиосферы. Семиотическая трактовка элементов культуры, социальных отношений. Роль семиотических систем в жизни общества. Деятельность человека в мире непосредственно воспринимаемых вещей и в мире знаков, опосредствующих связь человека с миром. Натурфакты, артефакты. Знаки-функции. Миф, ритуал, обряд. Семиотика текста. Лингвосемиотика. Семиотика текста Проппа. Интертекстуальность текста. Система интертекстуальных знаков. Французский постструктурализм. Семиотика кино и театра. Искусство и игра по Ю.М. Лотману. Система визуальных знаков по У.Эко
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-5 Способен осуществлять лингвистическую экспертизу текста
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.