Высокоскоростную машину для очистки взлетно-посадочных полос аэродромов спроектировали инженеры ЮУрГУ

Всесезонная аэродромная подметально-продувочная машина, разработанная ЮУрГУ совместно с МАДИ и ООО «Завод СпецАгрегат», предназначена для очистки взлетно-посадочных полос аэродромов зимой и летом. Работа над импортозамещающей разработкой аэродромной подметательно-продувочной машины проводилась с 2020 по 2023 год и на данный момент техника протестирована на опытном образце и готова к серийному производству.

Перед инженерами НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ стояла задача разработки навесного оборудования для аэродромной подметально-продувочной машины, предназначенной для круглосуточного скоростного обслуживания взлетно-посадочных полос аэродромов в любое время года. Машина спроектирована на базе шасси автомобиля «УРАЛ» и оборудована несколькими навесными устройствами: снегоуборочным отвалом, щеткой, продувочной установкой, магнитным подборщиком.

Для выполнения современных требований безопасности наземные службы аэропортов должны качественно и за короткое время выполнить работы по уборке и очистке взлетно-посадочной полосы от различных загрязнений. Для этого используются различные аэродромные машины. Аэродромная подметально-продувочная машина, разработанная специалистами ЮУрГУ, предназначена для оперативной подготовки взлетно-посадочной полосы аэродрома путем удаления пыли, песка, мусора и листвы в летний период и снега и льда – в зимний. Снегоуборочный отвал и щетка сметают в сторону все, что находится на аэродромном покрытии, а продувочная установка сдувает оставшееся. Магнитный подборщик предназначен для сбора металлических элементов со взлетной полосы.

«Для того, чтобы понять, какая должна быть конструкция навесного функционального оборудования, мы проводили анализ достигнутого технического уровня зарубежными производителями аэродромного оборудования. Затем  проектировали навесное оборудование с использованием современных методов CAD/CAM-проектирования, осуществляли математическое моделирование и проводили комплекс необходимых расчетов узлов и агрегатов, принимали участие в изготовлении навесного оборудования, в сборке и испытаниях опытного образца аэродромной машины», – поясняет Сергей Таран, директор центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ. 

Разработанная аэродромная машина оснащена автоматизированной системой контроля текущего состояния функционального оборудования. Такая система позволяет повысить качество выполняемых операций по обслуживанию аэродромного покрытия, повысить надежность и ресурс оборудования, снизить затраты на содержание аэродромной машины.

Директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров убежден, что автомобиль полностью соответствует критериям импортозамещения.

«Подавляющее большинство узлов и агрегатов машины изготовлены предприятиями Челябинской области. Это позволяет нам с полной уверенностью сказать, что в ближайщей перспективе наши аэродромы будут оборудованы именно отечественными машинами. Работа этого проекта направлена на обеспечение технологической независимости авиационной отрасли страны», – говорит Рамиль Закиров.

Высокая потребность в таких машинах наблюдается на аэродромах, обладающих статусом всесезонности: аэропорты Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и др. На сегодняшний день на ООО «Завод СпецАгрегат» завершено налаживание производства и предприятие принимает активное участие в тендерах на поставку указанной аэродромной техники.

Проект реализован по Постановлению Правительства № 218. Целью государственной поддержки является развитие кооперации российских высших учебных заведений, научных учреждений и производственных предприятий. Денежные средства на разработку были выделены Министерством науки и высшего образования РФ.

Екатерина Порошина, фото: Сергей Качко
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.