Лингвистическая экспертиза текста

Цели и задачи дисциплины
Цель - сформировать целостное представление: - о специфике лингвистической экспертизы спорного текста как области прикладной филологии и виде лингвистического исследования; - об особенностях спорного (конфликтного) текста, методах и приемах его анализа, о порядке проведения экспертного исследования текста; - о речевых правонарушениях. Задачи: - познакомить с особенностями лингвистических экспертиз, производимых в рамках различных категорий дел (оскорбление, угроза, разжигание межнациональной, религиозной, социальной розни и др.); - дать представление об основных направлениях экспертной деятельности лингвиста; - углубить представления филологов о языковых и речевых процессах на примере рассмотрения экспертных задач; - уточнить объем и содержание ряда филологических понятий путем их рассмотрения в междисциплинарном аспекте.
Краткое содержание дисциплины
Лингвистическая экспертиза как вид лингвистического исследования. Место лингвистической экспертизы в гуманитарной экспертологии. Понятие юрислингвистики и судебного речеведения. Виды лингвистической экспертизы. Экспертиза продуктов речевой деятельности. Явления языка и речи (в т.ч. устной, письменной, виртуальной) как объект лингвистической экспертизы. Понятия информации, текста, сообщения, утверждения, побуждения, оценки в междисциплинарном аспекте. Понятие Правила формулирования экспертных заданий лингвистам. Границы компетенции лингвиста. Методика лингвистических исследований в экспертологии. Типичные юридически значимые ситуации и лингвистические задачи в экспертологии: унижение чести, достоинства, деловой репутации и оскорбление, угроза, пропаганда и призывы, побуждение к действиям, вымогательство и внушающее воздействие; угроза и открытые формы воздействия, провокация. Словесный экстремизм. Методы лингвистической экспертизы, порядок ее проведения. Лексико-семантический анализ в экспертной деятельности. Прямые и переносные значения слов, перифразы и косвенные номинации. Синтаксический анализ в экспертной деятельности. Утверждение и побуждение как междисциплинарные явления. Синтаксическая формула угрозы. Синтаксис призыва и пропаганды. Тематический анализ текста и стенограммы устного диалога. Формулирование тем. Тема и предмет речи в тексте. Лингвистическая оценочность в практике проведения экспертиз. Понятие оценки. Позитивная и негативная оценка. Способы выражения оценки в русском языке. Оскорбление и унижение достоинства словом. Языковые и коммуникативные критерии распознавания унижения чести и достоинства в экспертной деятельности лингвиста. Анализ текста СМИ в практике проведения лингвистической экспертизы. Конститутивные признаки текста СМИ: публичность, интенциональность, подготовленность, адресованность. Вид издания и жанр текста. Диффамация и объективная критика в тексте СМИ. Позиция автора и позиция редакции издания в тексте СМИ. Публикация в контексте издания. Креолизованные тексты, аудио- и видеозаписи как объект проведения лингвистической экспертизы. Визуальное управление пониманием. Соотношение «текст – изображение» в спорном тексте. Описание визуальных и аудиотекстов. Объективные трудности анализа поликодовых текстов. Интернет-форумы и чаты как объект лингвистической экспертизы. Вопрос о статусе продуктов электронной коммуникации в лингвистике и юриспруденции. Диалоги в сети интернет с позиций проблемы соотношения речи и текста. Проблема авторства электронного сообщения и текста. Анализ рекламного текста в практике проведения лингвистической экспертизы. Анализ политического текста в практике проведения лингвистической экспертизы. Анализ религиозного текста в практике проведения лингвистической экспертизы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 способен создавать, редактировать, реферировать, систематизировать и трансформировать (например, изменять стиль, жанр, целевую принадлежность текста) все типы текстов (в том числе виртуальные) научного, официально-делового, публицистического стилей и стиля художественной литературы
  • ПК-2 способен анализировать и создавать информационно-аналитические материалы, проводить их экспертизу, соблюдать требования правовых актов в области информационной безопасности
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.