Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Цели и задачи дисциплины
Сформировать у магистрантов углубленные профессиональные знания о важнейших этапах и ведущих тенденциях в области междисциплинарных исследований; Сформировать у магистрантов умения и навыки использования междисциплинарного подхода в исследованиях и реализации социально значимых проектов; Раскрыть ведущие тенденции в междисциплинарных исследованиях в конце ХХ- нач. ХХI в.; Показать дискуссионные вопросы междисциплинарных исследований
Краткое содержание дисциплины
Междисциплинарность как понятие. Междисциплинарное понимание объекта исследования. Междисциплинарная методология исследования. Междисциплинарность в изложении исторических событий и фактов. Возникновение школы «Анналов» и ее влияние на развитие исторической мысли. Основоположники школы (М. Блок, Л Февр). Идейные истоки школы. Ее концептуальные основы. Исследование Блоком феодального общества средневековой Европы, его экономических, социальных и культурных черт («Феодальное общество»). Обращение к истории ментальности («Короли-целители»). «Апология истории или Ремесло историка». История как «наука о людях во времени». Изменения методологических подходов, трансформация проблематики и источниковой базы в 1930-50 гг. Становление «Новой истории» как мощного интеллектуального движения. Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии. Направление социальной истории как междисциплинарное. История повседневности. Проблема верифицируемости исторического знания. Ее характерные черты и динамика развития. Рост междисциплинарных исследований во второй половине ХХ в. Новые исследовательские направления (субдисциплины). Клиометрия. Моделирование в истории. Историческая антропология. История ментальностей. Психоистория. Гендерная история. К. Леви-Стросс: создатель структурной антропологии. Его исследования первобытных систем родства, мифологии и фольклора. («Структурная антропология», «Мышление дикарей»). Положение о необходимости научной триады: этнографии, этнологии и антропологии. Возможности использования математических моделей и ЭВМ в этнологии. Значение его работы для математизации гуманитарного знания. Постмодернизм и историческая наука. «Вызов риторического релятивизма». Х. Уайт. «Лингвистический поворот». Деконструкционизм и его отражение в исторической науке. Эпистемологические дискуссии. Проблема исторической истины в современной историографической практике. Вероятностный характер знания о прошлом. Сциентизированная история и общественное сознание. Негативные последствия сциентизации истории. Опасность утраты дисциплинарной целостности. Падение научного и социального статуса исторической науки. Пути преодоления фрагментаризации исторической науки и повышения ее социальной значимости. «Возрождение нарратива». Новейший опыт исторического синтеза. И. Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Мир - системный анализ. Проблема исторического синтеза в новейшей литературе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-1 Способен применять знания источниковедения при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач, комплексно работать с исторической информацией
  • ОПК-2 Способен использовать знания в области отечественной и всеобщей истории в прикладных и фундаментальных исследованиях, в педагогической деятельности, критически оценивать различные интерпретации прошлого в историографической теории и практике
  • ОПК-3 Способен анализировать, объяснять исторические процессы и явления в их экономических, социальных и культурных измерениях на основе междисциплинарных подходов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.