Общая фонетика

Цели и задачи дисциплины
Цель курса «Общая фонетика» - сформировать у студентов представление об уровневой структуре языка и собственно фонетического уровня, развить навыки лингвистического анализа языковых выражений, заложить основы для освоения дисциплин прикладного цикла, подготовить студентов к исследовательской деятельности в рамках экспериментального фонетического направления Задачи курса: сформировать представление о звуковых единицах языка и речи, их физической и физиологической природе, способах их формализации; сформировать представления об эволюции научных взглядов на фонетику и ее компоненты
Краткое содержание дисциплины
1. Предмет фонетики. Звуковой механизм речевой коммуникации. Звуковые единицы в языке и речи. Сегментные и супрасегментные звуковые средства. Разделы фонетики. 2. Артикуляционная фонетика. Основные процессы речепроизводства: инициация, фонация, собственно артикуляция. Анатомия речевого аппарата. Целевые артикуляции основных типов звуков. Артикуляционный жест. Артикуляционная редукция. Взаимодействие звуков в потоке речи. Проблема фонетической сегментации. Элементы динамической модели речепроизводства. Методы и средства исследования артикуляции. 3. Акустическая фонетика. Физическая природа звука, типы звуковых колебаний. Акустическая теория речеобразования. Источники звука в речи. Резонансные свойства речевого тракта. Методы и средства акустического анализа речи. Акустические характеристики сегментных и супрасегментных единиц языка. 4. Перцептивная фонетика. Анатомия слухового аппарата. Кодирование звуковой информации в слуховом нерве. Обработка звуковых сигналов в центральных отделах слуховой системы. Фонетически полезные признаки речевого сигнала. Методы исследования звукового восприятия речи. 5. Фонема и фонология. Фонологические модели. Классическая фонология Н. С. Трубецкого. Варианты понимания фонемы. Типы фонологических оппозиций, нейтрализация оппозиций. Чередования фонем. Московская фонологическая школа. Порождающая фонология. Принципы фонологического описания. Фонологическая типология. Универсалии. Типы вокалических и консонантных систем. Связи вокализма и консонантизма. Сегментная и просодическая структура фонетических единиц. 6. Сегментные и супрасегментные единицы. Интонация. Принципы описания интонационной системы языка. Акцентные и интегральные просодические средства. Комбинаторные возможности интонации. 7. Прикладная фонетика. Автоматический синтез и распознавание речи. Идентификация личности по устной речи. Программы звукового анализа. Осциллограмма, спектрограмма, кепстрограмма.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 Владеет основами лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики, основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.