«Мы беремся за смелые темы»: директор ИСГН ЮУрГУ рассказала об особенностях обучения студентов-филологов

6 июня отмечается Пушкинский день. 219 лет назад родился великий поэт и писатель, чье творчество считается классикой мировой литературы. В честь праздника директор Института социально–гуманитарных наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы ЮУрГУ Елена Пономарева рассказала об особенностях обучения студентов–филологов.

— Существуют ли на кафедре традиции, связанные с празднованием значимых в истории русского языка и литературы дней?

— Конец весны и начало лета — время цвета филологии, которое начинается с 24 мая, Дня славянской письменности, включает День филолога 25 мая и завершается Пушкинским днем. Это значимые праздники, и кафедра не обходит ни один. Где-то мы устраиваем яркие, феерические мероприятия, участвуем в областных празднованиях. У нас есть традиция проводить на кафедре «Филологические игры». День рождения Пушкина проводится, как правило, в формате чтений, конференций, круглых столов, посвященных проблеме осмысления русской словесности. Это время заочных встреч с коллегами. Преподаватели и аспиранты кафедры участвуют в научных конференциях традиционного партнера кафедры — Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, литературоведческая школа которого совпадает по своим исследовательским направлениям с нашей.

— Какими исследованиями занимаются студенты кафедры?

— Мы беремся за смелые темы, которые не защищались еще никогда и нигде. Это делается на всей образовательной цепочке. Магистранты занимаются рок-поэзией, русским литературным нуаром, сетевыми текстами, современной драмой – темами, которые по плечу только самым смелым исследованиям. Аспиранты только что защитили работы по современной южноуральской поэзии и по книгам и циклам Михаила Веллера. Молодые исследователи работают, совмещая формат научного литературоведения и критики, потому что они пишут о том, что создается в лаборатории писателя сейчас, хотя это миссия критики. У бакалавров тоже есть новаторские работы. Например, ВКР об окказиональной медицинской лексике, опираясь на материал, полученный у медиков скорой помощи и психоневрологических диспансеров. Это та тема, которую нужно продолжать и защищать в виде кандидатской диссертации. Но следует отметить, что мы сочетаем принципы, которые делают такие работы научно состоятельными: с одной стороны, это смелость в отборе материала, а с другой стороны, такая научная дерзость возможна только тогда, когда мы стоим на очень четких объективных теоретических позициях.

— В каких значимых конференциях участвуют студенты кафедры?

— Совсем недавно филологи принимали участие в международной студенческой конференции «Абсурд в литературе, искусстве и кино», которая была организована Университетом Лозанны (Швейцария). Приятно то, что ЮУрГУ был избран соорганизатором конференции, мы на равных правах участвовали в формировании программы, участвовали в онлайн трансляции, благодаря техническим возможностям ЮУрГУ, превосходящим университет Цюриха. Наши магистры представили семь докладов, посвященным абсурду в литературе, это очень хороший показатель. Международные научные связи, конференции подобного уровня, серьезные зарубежные партнеры — все это важно для формирования филологов, потому что магистранты с первых шагов привыкают работать в таком формате.

— В чем особенности программы магистратуры на кафедре русского языка и литературы?

— Наша магистерская программа называется «Создание, анализ и экспертиза текста». К нам приходят не только выпускники бакалавриата филологии, но и других направлений, которые хотят научиться работе с разными типами текстов. В нашем традиционном учебном плане есть много интересного: создание кинокритики, театральной критики, текст изучается как объект экспертизы, становится материалом для литературоведческого, лингвистического анализа, перевода. Мы учим видеть микро– и макроуровни текста. Это позволяет человеку отточить свои навыки и стать универсальным специалистом, в какую сферу бы деятельности он бы ни влился.

— Какие нововведения ждут студентов в будущем учебном году?

— С этого года в ЮУрГУ студенты-магистранты получат возможность получить высококачественное образование в рамках проектной деятельности. Это значит, что та группа магистров, которая будет набрана в будущем учебном году, сможет реализовать уникальный проект «Виртуальный музей писателей Южного Урала», который осуществляется по заказу Министерства культуры Челябинской области. Каждый курс магистров будет делать два музея-квартиры: в 2018 году это будут виртуальные музеи известного южноуральского поэта, нашего друга, наставника Яниса Грантса, и представителя старшего поколения челябинских авторов – поэта Николая Годины, по творчеству которого бакалавры кафедры несколько лет назад защитили выпускную квалификационную работу в формате книги о писателе. Такой образовательный формат предполагает не пассивное сидение за партой, а интенсивную индивидуальную и коллективную работу над проектами с конкретным и полезным результатом.

— Каким образом студенты будут работать над этими проектами?

— Создать такой проект непросто. Нужно правильно оцифровать тексты, систематизировать, дать их анализ, сделать дизайн-макет, создать цифровую платформу, позволяющему посетителю сайта ощутить эффект присутствия в творческой лаборатории наших земляков. Для создания проекта планируем привлечь студентов других институтов: дизайнеров и программистов, узнаем у Яниса Грантса и Николая Годины, какими они сами представляют свои виртуальные музеи-квартиры и поможем в том, чтобы их виртуальный дом был очень похож на реальный. Пройдя через опыт проекта, люди учатся работать в коллективе. Получая практические навыки, человек очень многого достигает.

— Как будут использованы эти проекты в дальнейшем?

— Если проект получит поддержку в университете, мы подпишем соглашение с Министерством культуры и будем работать над заполнением «ячеек» крупной платформы. В Екатеринбурге есть реальный Музей писателей Урала. Возможно, материалы этого музея тоже будут когда-нибудь оцифрованы. В Челябинской области такого музея нет, это затратно, пока область не решилась на такой нужный проект. Мы же решили заняться этим, потому что у нас есть возможность начать с цифрового двойника музея. У нас хорошая литературоведческая школа, практический ресурс, есть материалы, с которыми можно работать. И главное – желание совершить чудо!

Азалия Шарафутдинова; фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.