Бегущий по волнам. Интервью с профессором Геннадием Михайловым

86-летний профессор Геннадий Михайлов смастерил действующие модели самых известных кораблей в истории.

80 лет назад детсадовец Гена Михайлов совершенно неожиданно заболел морем. Случилось это так. После тяжелого ранения с фронта пришёл отец. В то время никаких домов отдыха не было, а за хорошую работу давали неделю отпуска. И вот в один из таких выходных родители Гены с друзьями приехали в парк, сидели на траве, детишки бегали рядом.

«Почему-то меня потянуло взять кусочек коры сосновой, – вспоминает Геннадий Михайлов. – Я построгал немножко, поставил палочку, бумагу, и ветер дунул – как она пошла хорошо! Всё, меня за душу взяло. И с той поры я стал собирать сведения о кораблях, а в шестом классе уже делал модели из дерева». 

Откуда это взялось в челябинском мальчишке, который и моря никогда не видел? Родители самые что ни на есть «сухопутные»: мама из Воронежа, отец из-под Пскова. Но Геннадий твёрдо решил: лучше моря может быть только океан. Собирался поступать в военно-морское училище, но в десятом классе получил серьезную травму и не прошел по здоровью. Через год наш герой уже учился в челябинском Политехническом институте по специальности «Чёрная металлургия». 

«Готовь паяльник!»

«Я никогда не забуду эту картину: лежу на берегу озера Сунукуль, а с горки спускается Михайлов с двухметровым кораблём в руках. За ним стайкой бегут мальчишки. Профессор запускает корабль, а сзади уже выстроилась очередь: все ждут, когда им дадут порулить, – рассказывает доцент Юлия Асташова. – У нашего вуза на Сунукуле есть база отдыха «Наука», там и испытывал Геннадий Георгиевич свои радиоуправляемые модели». 

Рассказывают, что на такие запуски собирались не только отдыхающие, но и население соседней деревни. Приезжала мощная группа поддержки: коллеги по институту, которые помогали Михайлову мастерить уменьшенные копии фрегатов, крейсеров и подводных лодок.

«Друзья мои звонили: «Генка, у меня завтра выходной! Тебе не надо помочь?» – «Надо!» – «Завтра я к тебе в 8 приду!» – «Ну давай, готовь паяльник!» – рассказывает профессор Михайлов. – И вот, двое паяют, я строгаю. Молодые были, иногда по ночам работали».

Модели профессора Михайлова – абсолютные копии реально существовавших кораблей и лодок. Например, 104-пушечный линейный корабль «Виктори» – один из самых длинных кораблей XVIII века. В знаменитом Трафальгарском сражении на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. Арктический ледокол «Красин», который стоял на вооружении еще в Российской империи под именем «Святогор» и несколько десятилетий оставался самым мощным арктическим ледоколом в мире.

«Этот корабль Потанина спасал, итальянцев спасал, которые шли к Северному полюсу, – объясняет Геннадий Георгиевич. – У него броневой корпус, как у линкора, и во время войны на него поставили вооружение. Я хотел сделать его сначала «молодым», затем «средневозрастным», а потом поставить на него вооружение – отразить все этапы жизни этого судна». 

Ученый разработал собственную технологию изготовления: сначала вытачивал деревянную болванку – внешнюю форму, потом по ней из углепластика выклеивал основу корабля. Примечательно, что составы он брал профессиональные – которыми пользуются лодочники. Писал на судоверфи письма с просьбой дать немного материала: «Пришлите, пожалуйста, у нас дети!» И присылали.

Несбывшаяся мечта Сталина

Некоторые корабли сохранились в истории только благодаря увлечению челябинского профессора. Например, у Иосифа Сталина была мечта: построить советский линкор. И за два года до начала войны были заложены целых четыре линкора. Линкор – это линейный корабль, настоящий гигант длиной в два футбольных поля и водоизмещением 45 тысяч тонн.

«Это чисто военные корабли, на каждом по 9 пушек, – объясняет профессор Михайлов. – Один корпус даже успели спустить на воду, но наступали немцы, наши попытались линкор вывезти из Николаева, перетащили в Сочи, а там пришлось его разрезать на металл. Это была очень мощная броня, она пошла на нужды обороны. Война закончилась, Сталин кинулся строить всё-таки, но не было хороших специалистов, поэтому пришлось строить тяжелый крейсер. Но даже эта ноша для страны была тяжела: надо было сначала шлюпок наделать. И так получилось, что у Советского Союза никогда не было тяжелого корабля. А вот это у меня на полке стоит точная копия линкора, который собирался построить Сталин». 

Геннадий Георгиевич оценивающе и любя смотрит на палубу линкора, поправляет маленькие пушки. Наверное, когда-то так делал Сталин…

А потом линкоры стали и в мире никому не нужны. У американцев сохранилось несколько штук, стоят на вечном причале, работают, как кафе и музеи. 

В домашней экспозиции Геннадия Михайлова можно проследить эволюцию подводных лодок: от первых немецких дизельных до современных ядерных. Примечательно, что все они на плаву. Погружаются, плывут и совершают всплытие по мановению руки и пульта управления увлеченного профессора.

Очень интересная жизнь 

Настоящее море Гена Михайлов впервые увидел в 18 лет:

«Отец привез меня в Ленинград, Балтийское море показывал. Это такая свежесть! К Неве подойдешь, к берегу, а она так качается, так ходит! Волна за волной идет, и какое-то впечатление полноты, огромное ощущение свежести и полноты. Такая это красота, невозможно!»

И всю жизнь он качался в волнах этого удивительного и далёкого моря, моря своей мечты. Оно всегда давало ему силы. Когда, будучи студентом второго курса, он с другом за счет встречного пала спас совхозные поля в Казахстане. Когда в 42 года потерял жену и поднимал двоих детей. Когда в родном Политехе прошел все ступеньки педагогической лестницы: защитил кандидатскую диссертацию, потом докторскую, стал профессором, первым проректором университета.

«Геннадий Георгиевич – очень увлечённый ученый. Он разработал фундаментальные основы производства сталей и сплавов. Его знают и уважают специалисты-металлурги всей России, – рассказывает доктор химических наук, заведующий кафедрой «Материаловедение и физико-химия материалов» ЮУрГУ Денис Винник. – При этом профессор Михайлов всегда находил время на работу со студентами. Его лекции я помню до сих пор».

Михайлов – создатель термодинамической теории глубокого рафинирования стали. Благодаря ему впервые в мировой науке были построены диаграммы рафинирования стали, но он о своих изобретениях высказывается очень скупо: «Мне удалось разработать метод определения равновесных состояний различных фаз металла, оксидов, шлаков». Гораздо веселее Геннадию Георгиевичу рассказывать про корабли и детей: «У меня двое детей, 15 внуков и правнуков. Хорошие ребята!». А потом подумает и добавит: «Очень интересно моя жизнь прошла».

Титаник как-то не идет

Когда забот с детьми и наукой стало меньше, у профессора Михайлова появилось больше времени на любимое увлечение. Плюс он открыл для себя японские сборные модели. Завинчивая на новеньком эскадренном миноносце последнюю деталь, радуется: «Удачно я в «Детский мир» зашёл!» 

Но не всё гладко в морском хозяйстве профессора. Третий год не выходит у него «Титаник»: Геннадий Георгиевич собрал корпус – точную копию корабля, но долго провозился с краской, все не мог подобрать состав, который можно наносить на несколько слоев пластмассы. За кропотливой работой Геннадий Михайлов проводит по четыре часа в день. Раз в год проводит генеральную уборку: моет все модели специальной кистью. Сейчас в его доме более сорока моделей кораблей, ещё какое-то количество он подарил друзьям, хотя это было нелегко: «Корабли для меня – это дети, а детьми не торгуют и не раздают!»

Чтобы поддерживать себя в форме, профессор каждый день гуляет в лесу, проходит по 2–4 километра. Еще два года назад гонял на лыжах и играл в большой теннис, но неудачно упал и получил травму. Пришлось слегка сбавить обороты. На вопрос, что самое главное в его жизни, отвечает: «Работа. Работа. Мне с самого начала везло на хороших людей. Профессор нам попался замечательный – Владимир Кожеуров, физико-химик. Он здорово в нас вдохнул энергию! Настоящий профессор. К сожалению, он погиб в автомобильной катастрофе, и меня тогда поставили на кафедру. Кафедра! Да еще физической химии! Только за одно название стоит работать. Да, хотелось жить и работать».

А совет от мудрого профессора очень прост: надо любить, во-первых, свою работу и свое дело. Во-вторых, свою семью. Так мало. 

Справка:

Геннадий Георгиевич Михайлов – доктор технических наук, профессор, член Академии наук высшей школы, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный металлург, почетный работник высшей школы. Создатель термодинамической теории глубокого рафинирования стали. Решил количественную задачу комплексного раскисления стали. Опубликовал 6 монографий, 2 учебных пособия и около 500 статей в научных журналах и сборниках, автор 12 авторских свидетельств и 7 патентов. В течение 15 лет возглавлял областную организацию Общество «Знание», поддерживал детские и молодёжные движения по программам «Одиссея разума» и «Шаг в будущее». 

Почётный президент Челябинской региональной просветительской общественной организации Общество «Знание».

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Почёта, медалью «За освоение целинных и залежных земель», «За доблестный труд». Роскосмос отметил вклад профессора Михайлова медалями имени академика Н. А. Семихатова, имени академика С. П. Королева, имени академика В. П. Макеева. Росвооружение – медалью «За заслуги в создании вооружения и военной техники» имени В. Г. Грабина.

Светлана Бацан
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.