В следующем году наш университет оканчивает студентка из Узбекистана Румина Журакулова. В своем интервью она рассказала об изучении русского языка, почему выбрала дистанционный формат и решила поступать в Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ, а также поделилась своими планами на будущее.
– Расскажите, пожалуйста, о себе?
– Меня зовут Румина. Я из Узбекистана, из города Самарканда. Живу в Тайлякском районе в селе Шохкаш. Мне 25 лет. Учусь по направлению экономика на пятом курсе в ИОДО.
Я окончила среднюю сельскую школу, а позже – Финансово-экономический колледж в городе Самарканде, по направлению «Финансы» с красным дипломом. После окончания колледжа я сразу стала работать. Два года работала секретарем и помощником бухгалтера. На тот момент наше материальное положение не позволило мне учиться очно. Так как для очного обучения мне необходимо было бы переехать в город, а это были бы дополнительные расходы.
– Поэтому вы выбрали дистанционное обучение в России?
– После окончания колледжа я работала уже два года, когда мама нашла в интернете наш университет. Вот тогда мы и узнали, что есть дистанционное обучение. И там было написано, на сайте нашего университета, «в любое время, в любом месте». Вот это мне очень понравилось. Я выбрала дистанционное обучение, потому что хотела и работать, и учиться, чтобы не просить деньги у родителей, а быть самостоятельной.
Когда я еще училась в школе, всегда говорила своим родителям, что хочу учиться в России, в МГУ. А когда мне мама показала фотографии нашего университета, здание которого очень похоже на здание Московского государственного университета, то я сразу решила поступать!
Почему в Россию? Потому что я и тогда, и сейчас так думаю, что русский язык – это мировой язык! Я должна знать русский язык. К сожалению, когда мы переехали в село, у моих родителей не было возможности водить меня в русскую школу в городе. Вот поэтому я и выбрала именно ЮУрГУ и Россию, потому что думала, что если я поступаю в университет в России, то у меня будет больше возможности изучать русский язык, потому что придётся общаться со всеми на русском языке. Тогда я точно выучу русский язык.
Когда поступила, я вообще не знала русский язык. Знала то, чему меня мама научила. Могла читать и понимать. Я могла перевести на узбекский и понимала суть, но не могла выразить свои мысли на русском языке. Моя разговорная речь была нулевая.
– Что повлияло на выбор вашей специальности?
– Мама. Она тоже экономист, окончила сельскохозяйственный институт по направлению «Экономика», но её дедушка заставил, поэтому она поступила. Она не хотела, чтобы я училась по этому направлению. Вначале она была против, но всё-таки я хотела. Не знаю, я люблю цифры. Поэтому выбрала экономику.
– Какие преимущества вы для себя нашли, обучаясь в ЮУрГУ?
– Главное преимущество нашего университета – это доступность, простота и удобство.
Образование должно быть доступно всем. Первое преимущество – это доступность. Во-первых, стоимость обучения, думаю, доступна для многих студентов. И, конечно, это дистанционное образование. В режиме реального времени мы можем взаимодействовать с преподавателем. Это создает идеальную среду для активного, эффективного образовательного процесса.
Мы можем самостоятельно планировать свой день. Мы можем работать в полном графике. Получаем актуальную информацию по современным программам. И мы общаемся с преподавателем в течение всего дня по телефону, получаем быстрый ответ на свои вопросы, получаем своевременную оценку. Это, конечно, удобно, доступно для студента нашего университета. Это самые главные преимущества, которые я нашла здесь.
– Расскажите, пожалуйста, удавалось ли вам совмещать работу и обучение?
– Да, мне удалось совмещать работу и обучение, потому что вот уже 5 лет я работаю помощником бухгалтера в частном предприятии по производству масла. Конечно, это единственное большое предприятие в нашем районе. Зарплата хорошая. Зарплата позволяет оплатить мой контракт. Поэтому я выбрала эту работу.
– Шел ли работодатель вам на встречу во время обучения?
– На этот вопрос очень трудно ответить. Скажем так, что благодаря работе я оплачиваю свой контракт, благодаря поддержке моих преподавателей
я уже на пятом курсе. У нас сложно отпроситься на учебу. Практически не разрешают. Поэтому я заранее сообщала всем преподавателям, что днем работаю полный рабочий день. Поэтому лекции я смотрю в записи после работы. А если выпадает дневная защита курсовой работы, то я ее тоже сдаю вечером. Вот это всё – поддержка наших преподавателей!
– Сложно ли вам было учиться? Мешал ли языковой барьер или другие сложности?
– Да, вначале было сложно. Даже когда я поступила, мои родители не верили, что я могу продолжать учиться, потому что я не умела разговаривать на русском языке. В первом курсе мне в основном помогала мама, чтобы написать контрольные работы и курсовые. Мы вместе писали. Сложно было сдать тест. Мне приходилось наизусть учить каждую тему. Бывало, я находила в предложении новые слова, которые не понимала. Бывало, что я неправильно понимала их. И, например, бывало, что я неправильно понимала преподавателей, отвечала по-другому или не различала мужской и женский род.
Еще были сложности с интернетом, потому что в нашем селе Интернет плохо работает. В начале, на первом курсе, Интернет совсем плохо работал. Вот, например, на тест дается время 10–15 минут, но сеть вдруг перестает работать, а я успела ответить только на 4–5 вопросов. Время уходит, а Интернет так и не заработал. Я не могла ничего с этим поделать. Бывало, я плакала.
Даже сейчас есть такие сложности, Интернет работает только ночью, поэтому я иногда просыпаюсь в 2 или 3 часа ночи и делаю уроки.
– Какие планы у вас на будущее после завершения обучения?
– После окончания университета я не планировала продолжать обучение, потому что хочу открыть свой бизнес. Думаю, это тоже будет сложно. Для этого нужно время и опыт. Я хочу открыть свой магазин одежды и маленькое кафе. Моя цель – стать опытным бухгалтером и экономистом, чтобы открыть свой бизнес.
– Вы бы посоветовали ЮУрГУ своим друзьям?
Да, я бы посоветовала своим друзьям наш университет, потому что здесь студент может найти всё, что нужно для обучения. Не только учебные материалы, но и поддержку, понимание, терпение и любовь преподавателей к своим студентам. Когда студент чувствует эту поддержку, он старается больше.