Стоит ли жителям Челябинска бояться землетрясений

Заголовки челябинских изданий пестрят информацией о рекордном количестве землетрясений в нашем регионе – целых семь в период с 15 по 21 января. Их зафиксировали в Чебаркульском, Нагайбакском, Октябрьском и Варненском районах. О том, стоит ли жителям Челябинска бояться и каковы причины землетрясений в регионе, мы поговорили с нашим экспертом, кандидатом геолого-минералогических наук, доцентом кафедры «Строительные материалы и изделия» Архитектурно-строительного института, а также заведующим учебным геологическим музеем ЮУрГУ Татьяной Тараниной.

– В последнее время в нашем регионе стали часто говорить о землетрясениях. Скажите, пожалуйста, есть ли какая-то реальная угроза жителям нашего города или же нам нечего бояться?

– Нам стоит сохранять спокойствие, потому что мы живем за пределами современных зон сейсмической активности. Современные зоны сейсмичности – это сотни и даже тысячи толчков в сутки. А у нас на нашей территории идут лишь отголоски этих толчков с других регионов, и они очень и очень слабые. Есть небольшие исключения, например, старые или построенные в ненадежном месте дома, сооружения. Однако это большая редкость, поэтому бояться нам нечего.

– В случае, если нам всё же предстоит пережить землетрясение, устоим ли мы?

– Мы, однозначно, устоим. Город построен на таких прочных горных породах, как граниты. Вы заходите в здание ЮУрГУ, идёте по лестницам и видите плиты, состоящие из мелкокристаллического гранита. Они стоят здесь уже более 70 лет и потёрлись совсем немного. И эти граниты простираются на глубине, как минимум, десяти километров. К тому же, в нашем городе не может быть такой сильной сейсмической активности, поэтому нам тем более ничего не грозит.

– На вашей памяти, какие в Челябинской области были самые крупные землетрясения?

– Самое большое землетрясение в Челябинской области, оцениваемое в пять баллов, было где-то в XIX веке на границе со Свердловской областью. Какое оно было – тектоническое или экзогенное – учёным в то время установить не удалось.

Также в конце девяностых – начале нулевых активно обсуждались землетрясения, вызванные экзогенными процессами.

У нас в Саткинском районе на Блиновском месторождении бокситов на глубине примерно 200 метров (такие землетрясения относятся к не глубокофокусным, поверхностным) обвалилась кровля шахты (1989 г.), и было землетрясение почти шесть баллов (зафиксировали сейсмологи Екатеринбурга). Но оно опять же охватило радиус вокруг шахты максимум 10 километров. Люди ближайших населенных пунтов чувствовали движение и колебания недр, но они были не глубинные и кратковременные. Такие землетрясения называются техногенными.

В Катав-Ивановском карстовом районе были неоднократные землетрясения, но там, скорее всего, происходят обрушения кровли многочисленных пещер или же обрушения полостей, которые возникают вдоль древних (более 100–200 млн лет) глубинных разломов – зон сильного разрушения горных пород. По ним вода циркулирует, меняет их, растворяет карбонатные породы – известняки, где-то возникают полости и тоже может быть обрушение, обвальные землетрясения с небольшим радиусом воздействия. Такие землетрясения называются экзогенными, они относятся к не глубокофокусным (глубина – десятки-сотни метров) с небольшим радиусом воздействия (первые километры) и, самое главное, слабым (1–2 балла) или средним (3–4 балла) неразрушительным, на их долю приходится менее 1–2 % от общего количества землетрясений.

Желаю всем спокойной и плодотворной жизни!

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.