Философия любви: интервью ко Дню всех влюбленных

Что такое любовь? В чем смысл и суть любви? Что заставляет человека испытывать это чувство? Этими и многими другими вопросами задавался каждый человек. В День всех влюбленных, который ежегодно отмечается 14 февраля, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия», научный сотрудник управления научной и инновационной деятельности Южно-Уральского государственного университета Дмитрий Соломко рассказал о любви с философской точки зрения.

– Дмитрий Витальевич, расскажите, пожалуйста, что же такое любовь в философии?

– Студентам на лекции я всегда говорю, что философия – это ведь тоже один из видов любви (от греческого philéo – любовь и sophía – мудрость, то есть любовь к мудрости). И мы разбираем и изучаем то, что понимали древнегреческие философы под понятием «любовь». Я считаю, что любовь – это чистое, бескорыстное стремление к чему-либо. Предметом любви может быть все что угодно или кто угодно, но главное, что это бескорыстное чувство, то есть не с намерением получить что-либо от предмета любви. Хоть человек может и получать что-то взамен – это уже будет взаимная любовь, но все же главный посыл – чистое намерение. Человек любящий уже обладает этим чувством, поэтому он и не нуждается в том, чтобы получить его от кого-то. Он сам любит, а значит уже дарит любовь окружающим.

– Откуда это чувство появляется в человеке?

– Само чувство можно связать с разными аспектами. Я лично связываю его с сердцем, с уровнем ощущения эмоционально психологического состояния. Это не только наши базовые инстинктивные чувства, хотя и там тоже в каком-то виде любовь может проявиться. Даже древние греки, например, Платон, понимали разные виды любви: возвышенная, страстная и другие. Если говорить о платонической любви, то это скорее всего связано именно с сердцем и эмоциональными психологическими переживаниями.

– Вы сказали, что существуют разные виды любви. Можете рассказать об этом подробнее?

– Основные виды любви сложно четко обозначить, так как они могут варьироваться в зависимости от философа, контекста и того, с чем человек связывает проявление этого чувства. Любовь может проявляться по отношению ко всему человечеству, и в этом случае она называется гуманизмом. Она также может быть сосредоточена на конкретном человеке – родителях, друзьях, знакомых или партнере. Некоторые люди испытывают любовь к природе, животным или даже неодушевленным предметам, например, технике. В этом контексте виды любви, вероятно, определяются объектом любви.

– Как вы считаете, какое влияние оказывает художественная литература и кинематограф на формирование и понимание чувства любви?

– Для одного человека произведение может оказаться глубоким и отразить его чувства, для другого же оно будет абсолютно незамеченным, а у третьего даже может вызвать негативные эмоции. Поэтому сложно предсказать, какое влияние конкретное произведение окажет на каждого отдельного человека. Однако, возможно, есть общечеловеческие ориентиры, которые могут сделать некоторые произведения более подходящими для определенных людей.

Я считаю, что и современный кинематограф может способствовать формированию любви, однако не стоит забывать, что любовь может проявляться по-разному, и сводить ее только к одному из проявлений может быть ошибочным.

Мы можем редуцировать любовь и свести ее к конкретному проявлению. Если в кинематографе происходит упрощение, тогда, мне кажется, она не благоприятно влияет на восприятие такого понятия, как любовь.

– Какие исследования на тему любви проводили философы и проводите ли их вы?

– На протяжении всей истории философии мыслители разных эпох так или иначе обращались к теме любви. Я уже упоминал Платона, стоит вспомнить и Аврелия Августина, считавшего любовь чувством, которое проявляется в стремлении к чему-либо. По его мнению, философия – это не столько сама мудрость, сколько любовь, чувство, питаемое к этой мудрости, бескорыстное и чистое стремление к ней.

Среди современных философов, например, экзистенциалисты также затрагивают эту тему, связывая любовь с таким понятиями, как свобода.

В контексте моего докторского исследования, связанного с экологическим мировоззрением и концепцией бережного, тёплого и заботливого отношения человека к своему миру и самому себе, любовь связывается с живым началом в человеке, с тем, что его пробуждает, выводит из режима существования «на автомате», ведь она деавтоматизирует человека, делает его живым человеком, полноценно чувствующим и подлинно существующим.

 

Анастасия Косочева. Фото goodfon.ru
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.