Челябинские ученые работают над импортозамещением перспективного двигателя многоцелевого назначения

Уральский дизель-моторный завод выпускает перспективную серию высокооборотных двигателей многоцелевого назначения ДМ-185, которые устанавливаются на судах и кораблях, железнодорожных локомотивах и карьерной автотехнике. Однако для производства таких двигателей все еще применяются импортные комплектующие, в частности поршни известной немецкой фирмы. В 2018 году УДМЗ обратился к ученым Южно-Уральского государственного университета за помощью – нужно создать оригинальный поршень из отечественных материалов для изготовления высокооборотных двигателей.  

«У нас есть ряд причин выбрать ЮУрГУ в качестве научного партнера, – говорит руководитель проекта ООО «Уральский дизель-моторный завод» Сергей Нефедов. – Прежде всего это высокий уровень компетенций научных сотрудников, многолетний опыт прикладных исследований и разработок дизельных двигателей, а также уникальная исследовательская расчетно-экспериментальная база университета».

В 2022 году, после ввода санкций на поставки компонентов для двигателей ДМ-185 из Евросоюза, УДМЗ активизировал программу импортозамещения и технического перевооружения собственного производства. Временно (до ввода в эксплуатацию в 2024 году нового высокотехнологичного оборудования) производство поршней для двигателей ДМ-185 размещено в странах Азии.  

В рамках программы импортозамещения научный коллектив кафедр автомобильного транспорта и двигателей внутреннего сгорания ЮУрГУ разработал поршень российской конструкции, который станет внешним аналогом зарубежной детали, но усовершенствует свою «начинку». В отличие от немецкого поршня, в котором две детали – днище и «юбка» – вставляются одна в другую и фиксируются гайкой, внутренняя конструкция российской модели предусматривает их фиксацию по технологии фрикционной сварки, когда две металлические детали за счет нагрева при трении друг о друга под высоким давлением свариваются между собой. Эта современная технология позволяет повысить надежность и долговечность двигателей, например, при резком увеличении нагрузки на двигатель или частоты вращения коленчатого вала.

Проект челябинских ученых находится в стадии разработки. До конца 2023 года опытная партия поршней, изготовленных на спецоборудовании в Китае, пройдет материаловедческие и моторные испытания на свердловском заводе. В первом случае специалисты оценят качество материала, покрытия и сварных швов, а при моторных испытаниях проверят, как поршни работают непосредственно в двигателе.

«Дело в том, что двигатель ДМ-185 – это изначально совместная разработка немецкой компании и Уральского дизель-моторного завода. УДМЗ и немецкий производитель для создания семейства двигателей мирового конкурентного уровня в сжатые сроки ориентировались на европейские технологии и возможности производства, – рассказывает заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания ЮУрГУ Александр Попов. – Поэтому УДМЗ в настоящее время старается перевести все сборочные единицы на российскую компонентную базу, чтобы изготавливать все внутри страны. Поршень – это самая ответственная деталь в двигателе. Она принимает на себя наибольшую нагрузку по температуре, давлению, усилиям и трению. Поэтому в первую очередь было решено заняться именно поршнями как ключевой деталью двигателя».

Поршень большой размерности (диаметр 185 мм) устанавливается на двигатели с числом цилиндров от 6 до 16 и мощностью от 930 до 3700 кВт. Для его производства по технологии сварки трением требуется более мощное оборудование, чем сегодня имеется в России. В планах УДМЗ к марту 2024 года разместить у себя на территории и запустить высокотехнологичную установку (отечественного или импортного производства) для изготовления таких поршней.

В ближайшем будущем намечается и полная локализация всего цикла производства дизельного мотора. Это значит, что на Урале скоро смогут полностью собирать перспективные промышленные двигатели многоцелевого назначения без участия зарубежных производителей.

Екатерина Больных, Фото Сергей Качко
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.