Научная школа профессора Батурина

Архивная страница Вы просматриваете архивную страницу сайта ЮУрГУ. Информация на этой странице может быть устаревшей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ТЕСТИРОВАНИЕ

В самом общем виде научное направление состоит из двух взаимосвязанных ветвей, которые можно отнести к исследованию различных проявлений оценочных функций психики человека. Первая ветвь – это анализ процесса оценивания и изменчивости оценок, когнитивно-аффективных оценочных комплексов – успеха и неудачи, оценочных стилей, ситуативной и личностной беспомощности и т.д. Вторая ветвь исследований этого направления связана с одним из видов психологической оценки, используемой в самой психологии как ее инструмент – это исследования в области психодиагностики, разработка и стандартизация тестов и не тестовых оценочных методик и процедур.

Первой значимой работой школы стала подготовка, и защита в ЛГУ кандидатской диссертации по теме «Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности».

Через несколько лет работы Н.А. Батурина в вузах г. Челябинска и обучения в докторантуре Санкт-Петербургского университета была подготовлена и защищена докторская диссертация по теме «Оценочная функция психики». Под таким же названием в издательстве Психологического института РАН в 1997 году была издана монография.

Постепенно у Н.А. Батурина стали появляться ученики и соратники по работе в тех же научных направлениях, а так же образовались связи с другими научно-исследовательскими институтами, университетами, лабораториями и организациями, занимающимися проблемами профессиональной оценки и психодиагностики. Это в первую очередь НИИ и кафедры факультета психологии СПбГУ, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ, Научно-внедренческие фирмы «Гуманитарные технологии», «Иматон» и др.

Так, одним из значимых событий совместной работы челябинских (ЮУрГУ – Н.А. Батурин) и петербургских ученых (СПбГУ – к.пс.н., ст.науч.сотр. Н.А. Курганский, к.пс.н., ст.науч.сотр. И.М. Дашков и мл.науч.сотр. А.К. Федорова стала разработка группы тестов по диагностике интеллекта: «Универсальный интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (УИТ СПЧ)» и его вторая версия УИТ СПЧ-М, «Подростковый интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (ПИТ СПЧ)», и «Компактный интеллектуальный тест Санкт-Петербург-Челябинск (КИТ СПЧ)». По каждой из трех методик разработаны компьютерные версии (ЮУрГУ – Д.Н. Никулин).

В разные периоды работы Н.А. Батурина были созданы несколько методик: «Проективная методика диагностики дивергентного мышления» (совместно с к.пс.н., доцентом Е.Л. Солдатовой). «Оценочный стиль» (совместно с к.пс.н., доцентом И.В. Выбойщик), «Глобальный дифференциал» (совместно с Е.В. Гудковой) и др. методики.

За годы работы Н.А. Батуриным опубликовано множество статей, учебных пособий и тезисов докладов,  монография «Психология оценивания и оценки».

За последние годы его учениками была защищена 1 докторская диссертация: Е.Л. Солдатова «Нормативные кризисы развития личности взрослого человека» (2007) и 3 кандидатские: Д.А. Циринг «Феномен беспомощности в онтогенезе личности – на материале исследования детей 8 – 12 лет (2001); В.В. Морозов «Творческая активность самопознания и способы ее побуждения» (2004); И.В. Выбойщик «Оценочный стиль и его психологическое содержание» (2004).

За многие годы научной работы вокруг Н.А. Батурина сложилась группа учеников, сотрудников и соратников. Под руководством Н.А. Батурина и его учеников ежегодно выполняются научно-исследовательские Программы по заказу Рособразования, исследования поддерживаются грантами РГНФ.

Приоритетным является ориентация на международные стандарты. Н.А. Батурин неоднократно выезжал зарубеж: для участия в международных конгрессах (Монреаль, 1996; Стокгольм, 2000; Берлин, 2008); Осло (2009),  для прохождения стажировок или в составе делегаций РПО (Берлин, 2000; Дзилинь (Китай), 1994; Нью-Йорк – Вашингтон, 2002; Лондон, 2007),

В 2006 г. в университете создана учебно-научная лаборатория «Психодиагностика» (научный руководитель Н.А. Батурин, зав. лабораторией психолог высшей категории Е.С. Первухина). В лаборатории объединился коллектив преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов ориентированных на решение нескольких проблем.

1. Первой и самой важной проблемой является изучение точности профессиональной оценки. Руководитель этого направления – к.пс.н., доцент И.В. Выбойщик. Над различными аспектами этой же проблемы работают аспиранты А.А. Борисова, Г.В. Карлышев, Ю.Л. Юсупова, Д.В. Иноземцев. Эта проблема признана фундаментальной и получила финансовую поддержку Министерства образования и науки РФ.

Часть этой проблемы – изучение точности профессиональной оценки – связанная с изучением стиля оценивания, на протяжении двух лет поддерживается грантом РГНФ-Урал (руководитель: к.пс.н., доцент И.В. Выбойщик). Завершение работы по этому направлению планируется защитой докторской диссертации (И.В. Выбойщик) и 4-х кандидатских – А.А. Борисова; Г.В. Карлышев; Ю.Л. Юсупова, Д.В. Иноземцев)

2. Вторая проблема – методы измерения социального и эмоционального интеллекта. Руководитель направления к.пс.н., доцент Л.Г. Матвеева. Над разработкой этой методики работают Н.А. Батурин, ст. преподаватель кафедры Общей психологии Е.Ю. Байтерякова.

Эта проблема решается совместно с учеными лаборатории Института психологии РАН (руководитель – д.психол.наук, профессор Д.В. Ушаков). Выполнение этой проблемы поддержано двумя трехгодичными грантами РГНФ-Центр.

Еще одна проблема, над которой работает аспирант Н.А. Батурина А.А. Бормотов – это разработка системного метода измерения честности как свойства личности. Работа в этом направлении поддержана двухлетним грантом РГНФ-Урал.

Кроме научных разработок сотрудники лаборатории решают одну из важнейших проблем будущего развития психологической оценки и психодиагностики – это разработка системы общественно-государственной сертификации профессиональных психологов пользователей психодиагностических методик – тестолог-пользователь и сертификации психодиагностических методик и их разработчиков – тестологов-разработчиков.

Президиумом Российского психологического общества (РПО) решение этой проблемы поручено Н.А. Батурину как члену Экспертного совета РПО и д.пс.н., профессору С.Б. Малых, как члену президиума РПО.

Работа над созданием всей системы сертификации профессиональных психологов их продуктов и услуг, выполняется сотрудниками лаборатории ЮУрГУ совместно с Председателем Экспертного совета РПО д.пс.н., профессором В.М. Аллахвердовым и его заместителем к.пс.н. В.А. Маничевым – сотрудниками факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

Еще одним из направлений исследований сотрудников лаборатории под руководством Н.А. Батурина (уже на протяжении 4 лет) является разработка методов и проведение на территории России мониторинга организационного развития Психологической службы учебных заведений регионов РФ. Эта работа выполняется совместно с Психологическим институтом РАО. Руководит этой работы со стороны института заместитель директора по научной работе, член- корреспондент РАО, д.пс.н., профессор С.Б. Малых. Соисполнителем работы по мониторингу так же является Челябинский институт дополнительного профессионального образования педагогических работников (ЧИДПОПР). Руководит этой работой от института зам.директора института по научной работе к.пс.н., доцент С.А. Белоусова.

Кроме того, в разработке программы мониторинга принимали участие преподаватели кафедры Психологии развития факультета психологии ЮУрГУ во главе с ее заведующей д.пс.н., доцентом Е.Л. Солдатовой.

Работа в целом выполнялась по заказу Министерства образования и науки РФ и финансировалась в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 – 2008 гг.).

Итогом работы большой группы исследователей стали научно-методическое пособие «Мониторинг службы практической психологии образования РФ», (2006); монография «Психологическая служба образования (мониторинг)», (2007); учебное пособие «Мониторинг деятельности службы практической психологии в муниципальной (региональной) образовательной системе», (2007), а так же защита кандидатской диссертации Д.А. Кутузовой.

Кроме штатных и внештатных сотрудников лаборатории над проблемами психологической оценки и психодиагностики в сотрудничестве со школой Н.А.Батурина работают сотрудники других кафедр факультета психологии ЮУрГУ, которые являются представителями других научных направлений факультета. Во-первых, это сотрудники второй лаборатории кафедры Общей психологии – лаборатории «Социальная психология творчества» (научный руководитель д.пс.н., доцент В.Г. Грязева-Добшинская, зав.лабораторией к.пс.н., доцент Н.В. Маркина). Сотрудниками этой лаборатории разработана целая группа новых психодиагностических методов творчества, творческой одаренности и инновационной деятельности. В частности, популярный «Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности» (ТРИТО). Под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской и Н.В. Маркиной проводится «Школа проективной психологии», где обсуждается проективная психодиагностика способностей, одаренности.

Основные положения теории психологии оценивания и оценки активно используются при разработке новых методик клинической (медицинской) психодиагностики (руководитель – зав.кафедрой клинической психологии, к.м.н., доцент М.А. Беребин). Основным методологическим приемом при этом является применение метода экспертных оценок и оригинального математико-статистического алгоритма их обработки. При этом проводится обучение экспертов (специалистов в предметных областях «Клиническая психология», «Медицина» и «Образование») различным способам получения, формализации и структурирования знаний об этой предметной области. Итогом этого направления работы явилась разработка 6 психодиагностических методик для исследования депрессивных расстройств, органических психических расстройств, нарушений поведения у подростков, моделей отношений педагога к ребенку и других диагностических средств, которые в настоящее время проходят стандартизацию в клинических условиях.

Другое направление применения метода экспертных оценок в практике работы кафедры клинической психологии связано с разработкой психологических моделей различных клинико-психологических феноменов – модели истерической акцентуации личности, модели астенических расстройств, модели дифференциальной диагностики расстройств адаптации. При этом методология психологии оценивания и оценки успешно сочетается с теоретическими положениями других психологических и смежным с ними направлений исследований – теории распознавания образов, оценки качества жизни, технологии искусственного интеллекта и нейросетевые модели, математическое обеспечение психологических исследований.

В содержательном плане теоретические положения психологии оценивания и оценки применяются для обучения методам клинической и психологической диагностики в рамках экспертного (клинического) ее направления. При этом основополагающим моментом является признание оценочной природы клинического направления психологической диагностики. Эти положения развиваются в разработанных на кафедре клинической психологии системах интерпретации качественных данных экспериментальных патопсихологических и нейропсихологических исследований. В них теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены алгоритмы перевода качественных оценок результатов исследований в статистически обоснованные показатели.

Всего сотрудниками кафедры опубликовано более 20 работ по тематике, связанной с применение положений психологии оценивания и оценки в клинической психологии.

Важным итогом работы всего направления по психологической оценке и тестированию является проведенная в  сентябре 2008 г. и поддержанная грантом РГНФ-Урал Всероссийская конференция «Современная психодиагностика России», научным руководителем которой определен Н.А.Батурин. В 2010 году на факультете проводится вторая всероссийская конференция «Современная психодиагностика в период инноваций», в которой принимают участие ведущие отечественные ученые и именитые зарубежные гости.

 

Список основных публикаций:

  1. Батурин, Н.А. Оценочная функция психики / Н.А. Батурин. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
  2. Батурин, Н.А. Универсальная методика для изучения уровня и структуры интеллекта / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 131 – 139.
  3. Батурин, Н.А. Разработка и стандартизация теста для среднего школьного возраста / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 74 – 85.
  4. Психодиагностика в России // Вестник практической психологии образования. – 2004. – № 1. – С. 24 – 27.
  5. Батурин, Н.А. Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ. Руководство. Челябинск-С-Петербург / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский. 2004. – 58 с.
  6. Батурин, Н.А. Универсальный интеллектуальный тест УИТ СПЧ – М. Руководство. Челябинск-С-Петербург / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский. 2003. – 56 с.
  7. Батурин, Н.А. Пособие по разработке тестов достижений (тестов по учебным дисциплинам) / Н.А. Батурин, Н.А. Курганский. – Челябинск, 2001. – 75 с.
  8. Батурин, Н.А. Успех и неудача как механизмы междеятельностной регуляции / Н.А. Батурин // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Т. 2. – С. 67 – 77.
  9. Батурин, Н.А. Анализ подходов к профилактике и коррекции выученной беспомощности / Н.А. Батурин, И.В. Выбойщик // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Т. 2.– С. 116 – 127.
  10. Батурин, Н.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей / Н.А. Батурин, Д.А. Циринг // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Т. 2. – С. 105 – 116.
  11. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие / Рекомендовано Советом УМО университетов России по психологии / Н.А. Батурин. – Челябинск, 1999. – 45 с.
  12. Батурин, Н.А. Экспериментальный анализ оценочных явлений личностного уровня / Н.А. Батурин // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. – Т. 1. – С. 80 – 97.
  13. Батурин, Н.А. Завершающий этап деятельности и проблема механизмов междеятельностной регуляции / Н.А. Батурин // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. – Т. 1. – С. 3 – 12.
  14. Руководство к Калифорнийскому личностному опроснику: Научный редактор Н.А. Батурин – Челябинск-С-Петербург, 1997.
  15. Батурин, Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии / Н.А. Батурин // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 81 – 90.
  16. Сборник статей // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – Т. 3. – с. 2002.
  17. Сборник статей // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – Т. 4. – с. 2004.
  18. Сборник статей // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ – Т. 5. – с. 2006.

 

Гранты и научные программы, руководителем которых являлся Н.А. Батурин:

  • Грант Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ): «Раннее выявление склонности к наркотизации и психологическая иммунизация выявленных групп риска», 2002.
  • Проект по заказу Министерства образования РФ «Разработка научных и научно-методических основ содержания деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» в рамках Научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании», 2004.
  • Проект Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ: «Разработка научно-методических основ содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1 – 5 видов)» в рамках Научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», 2005.
  • Проект Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ: «Обеспечение мониторинга службы практической психологии и оказания психологических услуг в образовании» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 – 2008 гг.)», 2006.
  • Грант Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ) на организацию научного мероприятия: научно-практическая конференция «Психологическая теория и практика в изменяющейся России», 2006.
  • Грант Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ): «Связь социального и эмоционального интеллекта с когнитивными и личностными свойствами», 2007.
  • Грант Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ): «Честность и лояльность как психологические свойства эффективного работника», 2007.

Задание Федерального агентства по образованию на проведение фундаментальных научных исследований «Исследование психологической оценки личности».

Гранты, руководителями которых являются представители школы:

  • Грант Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ): «Социальный и эмоциональный интеллект и его связи  с успешностью в  профессиональной деятельности», (Л.Г. Матвеева 2007 – 2009 гг.).
  • Грант Российского Гуманитарного научного фонда Урала (РГНФУ):  «Оценочный стиль в структуре личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты», (И.В. Выбойщик. 2007 – 2008 гг.).
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.