Научное направление профессора Грязевой-Добшинской


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА И ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Социальная психология творчества как научное направление начинает развиваться в г. Челябинске с 1990 г. под руководством Веры Геннадьевны Грязевой-Добшинской в сотрудничестве Верой Александровной Глуховой и Ниной Витальевной Маркиной в инновационных проектах по тематике творческой одаренности в образовании и культуре. Выявление и развитие творческой одаренности учащихся осуществляется в рамках в экспериментальной и практической психологии развивалось в двух образовательных учреждениях – лицее № 11 (заведующая психологической службой В.А. Глухова) и Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской (заведующая психологической лабораторией Н.В. Маркина), а также в лаборатории «Психологии творчества» Челябинского государственного института искусства и культуры (заведующая лабораторией В.Г. Грязева-Добшинская).

Основное направление научных исследований В.Г. Грязевой-Добшинской – экспериментальная психология индивидуальности личности и группы (исследования на стыке общей и социальной психологии) – было определено в годы учебы в Пермском государственном педагогическом институте, в школе экспериментальной психологии интегральной индивидуальности профессора Вольфа Соломоновича Мерлина (дипломное исследование по интегральной индивидуальности).

Далее научные интересы В.Г. Грязевой-Добшинской сфокусировались на исследовании социальной интеграции творческой личности. Экспериментальное исследование, проведенное в аспирантуре Психологического института РАО, в школе социальной психологии академика Артура Владимировича Петровского, выявило закономерности коммуникаций творческих лидеров в группе (канд. диссертация «Индивидуализация и интеграция личности в совместной творческой деятельности» защищена в 1988 г.).

Дальнейшие экспериментальные исследования по социальной психологии искусства были посвящены изучению механизмов движения творческой личности в культуре. В.Г. Грязевой-Добшинской разработан метод – персонологический анализ – для изучения персональных воздействий выдающихся творческих личностей, опосредованных создаваемыми ими произведениями, символами, которые они вносят в культуру и изменяют ее (докт. диссертация «Психология воздействия современного символического киноискусства» защищена в 2004 году в Психологическом институте РАО).

В 1990 г. одной из первых создана (и существует и в настоящее время) психологическая служба в инновационном образовательном учреждении МОУ лицей № 11. Заведующая психологической службой и кафедрой психологии лицея (с 2000 г.) – В.А. Глухова. Научный консультант психологической службы и кафедры психологии с 1990 г. (и до настоящего времени) – В.Г. Грязева-Добшинская. Психологическая служба и кафедра психологии лицея проводит исследования интеллектуального, личностного развития учащихся (в результате был создан тест для диагностики ранней творческой одаренности ТРИТО, разработка В.Г. Грязева-Добшинская, стандартизация В.А. Глуховой); участвует в разработке и представлении на конкурсы инновационных образовательных проектов лицея, осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса лицея как экспериментальной площадки МО РФ. В 2006 по итогам Всероссийского конкурса МОУ лицей № 11 вошел в число 10 лучших школ России.

В 1991 г. создается психологическая лаборатория в учреждении дополнительного образования – Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. Психологическая лаборатория (заведующая лабораторией Н.В. Маркина, научный консультант в 1993 – 2000 гг. – В.Г. Грязева-Добшинская) занималась проектированием инновационных образовательных структур в учреждении дополнительного образования, обеспечивала психологическую поддержку педагогов-экспериментаторов, совместно с педагогами осуществляла выявление и развитие одаренности учащихся. Н.В.Маркина защищает в 2003 г. кандидатскую диссертацию по психологии развития одаренности учащихся.

В 1993 г. создается лаборатория «Психологии творчества» при кафедре психологии и педагогики ЧГИИК (руководитель В.Г. Грязева-Добшинская). Лаборатория проводит научно-исследовательскую, информационную и организационную деятельность по тематике психологии социальной творчества, творческой личности, творческой одаренности, осуществляет координацию с академическими центрами в Москве (ПИ РАО, ИПИ РАО) и экспериментальными площадками Челябинска (МОУ лицей № 11, ДПШ).

Основанием для экспериментальных исследований и практической работы стала разработанная в 1993 г. концепция «Одаренные дети: экология творчества» (авторы В.Г. Грязева и В.А. Петровский). На основе концепции «Одаренные дети: экология творчества» разработана программа реализации «Одаренные дети: экология творчества», включающая в себя пять целевых подпрограмм. Соавторами программы являются сотрудники лаборатории «Психологии творчества» ЧГИИКа, МОУ лицея № 11 и ДПШ им. Н.К. Крупской: В.Г. Грязева, Л.Н. Родыгина, Н.В. Маркина, О.В. Верещинская, Ю.П. Кропотов, А.Г. Гостев, В.А. Глухова, Т.Г. Калугина, Л.А. Васильева. Центральным в программе «Одаренные дети: экология творчества» является создание системы социальных институтов, обеспечивющих проявление уникального таланта, и создающих реальные возможности социальной интеграции творческой личности.

Концепция и программа «Одаренные дети: экология творчества» проходит экспертизу у специалистов МО РФ и РАО. В 1995 инновационный образовательный проект МОУ лицей № 11 «Одаренные дети: экология творчества» получает диплом МО РФ, а лицей № 11 – статус Федеральной экспериментальной площадки МО РФ.

В 1997 г. на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской под эгидой психологической лаборатории создана и функционирует инновационная структура Открытый лицей «Экология творчества», реализующий концепцию «Одаренные дети: экология творчества». Открытый лицей «Экология творчества» состоялся как творческое объединение педагогов, психологов, детей, родителей, специалистов, деятелей науки и культуры. К 2006 году провел 12 сессий Открытого лицея «Экология творчества», цель которых – создание вариантов креативного пространства, являющегося «экологической нишей» для творческой личности.

По инициативе ДПШ им. Н.К. Крупской в 1999 – 2000 г. В.Г. Грязева-Добшинская создает концепцию «Экологическая психология творческой личности», исследующую основы развития творчества как массовой, а не элитарной деятельности. Разрабатывается инновационный образовательный проект «Экологическая психология и развитие творческой личности» (Н.В. Маркина, Ю.П. Кропотов) и на базе ДПШ им. Н.К. Крупской открывается федеральная экспериментальная площадка Центра развития системы дополнительного образования детей МО РФ. Интенсивная научная и организационно-методическая деятельность психологической лаборатории по проблематике развития одаренности учащихся приводит в декабре 2003 г. к открытию на базе ДПШ им. Н.К. Крупской специализированного центра МО РФ по работе с одаренными детьми в Уральском федеральном округе (руководитель – О.В. Верещинская, научный руководитель – Н.В. Маркина).

С 1999 – 2000 уч.г. данное направление начинает развиваться на психологическом факультете ЮУрГУ. В 2003 г. Ученым советом факультета психологии ЮУрГУ утверждено как одно из приоритетных научных направлений «Творчество и искусство в эволюции субъектов культуры и культурных сообществ», возглавляемого В.Г. Грязевой-Добшинской. С 2003 года начинает работать учебная лаборатория «Социальная психология творчества» (научный руководитель В.Г. Грязева-Добшинская, заведующая лабораторией Н.В. Маркина). Итоги исследований по социальной психологии творчества и одаренности представлены на российских и региональных научных конференциях, в монографиях, учебных пособиях, статьях, грантах РГНФ, Министерства образования и науки, Правительства Челябинской области (авторами которых являются В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина, В.А. Глухова, И.Ю. Банникова, О.В. Верещинская, Н.Ю. Бакунчик, Н.В. Наливайко, Л.Г. Риккер, А.В. Щербакова, А.С. Мальцева).

С 2005 – 2006 уч.г. в рамках развиваемого научного направления В.Г. Грязевой-Добшинской начинает развертываться новая тематика по социальной психологии творчества и инновационного менеджмента. В.Г. Грязева-Добшинская проходит переподготовку по управлению инновациями в Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП, г. Москва). В научных исследованиях, проводимых аспирантами и магистрантами под руководством В.Г. Грязевой-Добшинской изучаются социо-культурные и социально-психологические факторы, стимулирующие долговременную творческую активность личности, факторы эффективных воздействий креативного лидера, факторы, обеспечивающие толерантность социума к творческой личности и инновационным изменениям. Итогом этой работы стала защита кандидатской диссертации Е.И. Наливайко. В процессе этих исследований в качестве прикладных разработок создаются новые психодиагностические методики, новые тренинговые программы для обучения креативных лидеров и креативных команд. В рамках общего направления осуществляется особая тематика исследований, выполняемых по докторской диссертации Н.В. Маркиной «Экзистенциально-психологические аспекты социальной креативности» (научный консультант В.Г. Грязева-Добшинская).

В конце 2005 г. при Управлении научных исследований ЮУрГУ на базе факультета психологии создан Институт психологии творчества, инноваций, арт-коммуникаций (ИПТИАК, директор В.Г. Грязева-Добшинская) в целях концентрации научных исследований и активизации внедрения имеющихся экспериментально-практических разработок и технологий по тематике социальной психологии творчества, искусства и инновационного мененджмента. ИПТИАК осуществляет исследования по социальной психологии творческой и инновационной деятельности, результаты которых включаются в прикладные разработки для социально-психологического обеспечения инновационных проектов. С 2006 г. В.Г. Грязевой-Добшинской создана и используется в организационном консультировании на промышленных предприятиях обучающая социально-психологическая программа для менеджеров «Инновационное лидерство».

С 2006 г. ИПТИАК проводит ежегодную «Школу проективной психологии» (В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина), на которой обсуждается проблемы, результаты и перспективы исследований проективной психодиагностики, представляются новые методики психодиагностики способностей, одаренности, развития творческой личности, творческого лидерства и проводятся обучающие семинары по наиболее сложным профессиональным психодиагностическим методикам.

С 2006 г. ИПТИАКом выпускается ежегодный сборник статей по результатам исследований «Социальная психология творчества» (редакторы В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина) и ежегодный сборник студенческих творческих работ «Альманах психологии искусства» (редакторы Е.И. Наливайко, А.С. Щербакова, А.С. Мальцева).

Основные научные труды В.Г. Грязевой-Добшинской:

Монографии

  1. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности. Обуче­ние в контексте развития личности как субъекта культуры / В.Г. Грязева. – М.: ЦРСДОД МО РФ, Челябинск: «Полиграф-мастер», –2000. – 304 с.
  2. Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармо­нии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. – М.: Академический проект, 2002. – 402 с.

Сборники

  1. Социальная психология творчества: сб. научных трудов // под ред. В.Г. Грязевой-Добшинской. – Челябинск: Полиграф-мастер, ИПТИАК ЮУРГУ, 2006. – 168 с.
  2. Социальная психология творчества – 2007: сборник научных трудов / отв. ред. В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 207 с.
  3. Альманах психологии творчества и арт-коммуникаций. Вып. 1. Тема номера: «Мастер и Маргарита». Психологические интерпретации. – Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-мастер». – 2006. – 110 с.
  4. Альманах психологии творчества и арт-коммуникаций. Вып. 2. Тема номера: 75 лет со дня рождения А. Тарковского. Психологические интерпретации фильмов Мастера. – Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-мастер». – 2007. – 146 с.

Статьи

  1. Грязева-Добшинская, В.Г. Феномены субъектности в современном искусстве / В.Г. Грязева-Добшинская // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. –С. 93 – 104.
  2. Грязева-Добшинская, В.Г. Тест ранней интеллектуально-творческой одаренности / В.Г. Грязева-Добшинская // Вестник практической психологии образования. – № 1. – 2005. – С. 104 – 110.
  3. Грязева-Добшинская, В.Г. Дифференциация эффектов воздействия произведений искусства в пространстве современной культуры / В.Г. Грязева-Добшинская // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 4. – С. 62 – 68.
  4. Грязева-Добшинская, В.Г. Особенности воздействия и восприятия символических кинопроизведений модерна и постмодерна / В.Г. Грязева-Добшинская // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Сборник научных трудов. Том 5. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 167 – 186.
  5. Грязева-Добшинская, В.Г. Исследование символической организации произведений (на основе психометрии символов) / В.Г. Грязева-Добшинская // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Сборник научных трудов. Том 4. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – С. 74 – 84.
  6. Грязева-Добшинская, В.Г. Творчество и искусство в эволюции субъектов культуры и культурных сообществ / В.Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества: сб. научных трудов. – Челябинск: Полиграф-мастер, ИПТИАК ЮУРГУ, 2006. – С. 6 – 29.
  7. Грязева-Добшинская, В.Г. Эффекты воздействия современного киноискусства и векторы эволюции культуры / В.Г. Грязева-Добшинская //Социальная психология творчества: сб. научных трудов. – Челябинск: Полиграф-мастер, ИПТИАК ЮУРГУ, 2006. – С. 86 – 98.
  8. Грязева-Добшинская, В.Г.Социальная психология творчества и психология инновационного менеджмента. Теоретические контексты на границе предметных областей / В.Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 6 – 18.
  9. Грязева-Добшинская, В.Г. Интеграция методов проекции и психосемантики. К технологии психодиагностики динамической самоорганизации личности и группы / В.Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 99 – 112.
  10. Грязева-Добшинская, В.Г. Психологическая топология личности. Технология экспериментального исследования эффектов личностной динамики / В.Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества – 2007: сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 120 – 136.
  11. Грязева-Добшинская, В.Г. Онтология авторской символической игры. Экзистенциальные основания арт-тренингов на основе игровых структур / В.Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 170 – 185.
  12. Грязева-Добшинская, В.Г. Инновационное лидерство: социально-психологическая программа для менеджеров / В.Г. Грязева-Добшинская // Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 200 – 206.
  13. Грязева-Добшинская, В.Г. Методика диагностики личности как субъекта культуры «Символы индивидуальности личности» / В.Г. Грязева-Добшинская, Е.И. Наливайко, А.С. Мальцева //Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 136 – 146.
  14. Грязева-Добшинская, В.Г. Методика диагностики переживания кризиса личности как события «Кризис – событие» / В.Г. Грязева-Добшинская А.В. Щербакова, В.А. Глухова //Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С.146 – 153.
  15. Маркина, Н.В. Самоактуализационный семантический ТАТ: структура методики и ее эвристические возможности / Н.В. Маркина, В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Нестерова // Социальная психология творчества – 2007: сб. научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – С. 112 – 120.

Гранты

  1. Грант Министерства образования и науки РФ 01.200207630 «Прогноз и оценка эффектов воздействия современного искусства на личность» (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002).
  2. Грант РГНФ «Исследование универсальных и региональных факторов, конституирующих  надперсональные пространства творчества для развития одаренных детей» № 05-06-85611а/У-Губ (В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина, В.А. Глухова, И.Ю. Банникова, А.В. Щербакова, Е.И. Наливайко, 2005 – 2006).
  3. Грант Министерства образования Российской федерации «Мониторинг исследовательской одаренности» (Федеральная целевая программа «Одаренные дети», Н.В. Маркина, О.В. Верещинская, 2005).
  4. Грант Правительства Челябинской области и Министерства образования и науки Челябинской области «Культурно-мифологическое основание системы личностных воздействия научно-фантастического фильма» (Е.И. Наливайко, 2004).
  5. Грант Правительства Челябинской области и Министерства образования и науки Челябинской области «Культурно-мифологические основания переживания личность психологического кризиса» (А.В. Щербакова, 2005).
  6. Грант Правительства Челябинской области и Министерства образования и науки Челябинской области «Психотехника творческого выбора жизненного пути личности» (А.С. Мальцева, 2006).
  7. Грант РГНФ/У «Социально-психологические факторы развития творческого потенциала одаренных учащихся (лонгитюдное исследование)» (В.Г. Грязева-Добшинская, Н.В. Маркина, В.А. Глухова, А.В. Щербакова, А.С. Мальцева, 2005 – 2006).
  8. Грант ПГ «Метран»: «Метод активизации научного творчества» (Е.И. Наливайко, 2007).
  9. Грант ПГ «Метран»: «Метод актуализации личностных ресурсов выбора творческого жизненного пути» (А.С. Мальцева, 2007).
You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.